Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Игры интеллектуального сотрудничества как развитие интеллектуального пространства в образовании

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Фаритов Анатолий Тависович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2078
Показать PDF версию Игры интеллектуального сотрудничества как развитие интеллектуального пространства в образовании

Фаритов Анатолий Тависович
учитель математики и информатики
МБОУ «Гимназия №1 имени В.И.Ленина» г. Ульяновска
E-mail: anatolij-faritov@yandex.ru

Интеллектуальное развитие детей является одной из задач национального воспитания и эффективной формой реализации духовных потребностей ребенка. Интеллект — это не только умственные способности человека, но и такие психические процессы, как восприятие и запоминание, мышление и речь и др. Развитие интеллекта зависит от природных задатков, способностей мозга и от социальных факторов — активной деятельности и жизненного опыта. Игровые формы работы — прежде всего интеллектуальные игры, способствуют развитию интеллекта, возникновению таких важных чувств, как интеллектуальные. Интеллектуальные чувства — это такие чувства, которые возникают в процессе познавательной деятельности и ею предопределены. Они связаны с потребностью в познании, с поисками истины, с развязыванием мыслительных задач. К интеллектуальным чувствам принадлежит любознательность, удивление, сомнение, или, наоборот, убеждение в истинности тех или иных положений, удовольствие от удачного решения мыслительной задания, разочарование при неумении ее решить. Характерной особенностью интеллектуальных чувств является то, что они возникают во время самой интеллектуальной деятельности. Это вызывает необходимость организации педагогически управляемых интеллектуальных игр с детьми.

Сущность понятия «игра интеллектуально сотрудничества» определяется как такая форма воспитательной работы, участие в которой способствует развитию умственных способностей человека и возникновению в нем интеллектуальных чувств, связанных с потребностью в познании, поисками истины и развязыванием разного рода мыслительных задач. В играх успех достигается, прежде всего, благодаря мыслительным способностям ребенка и его разума, в ходе них происходит развитие внимания, абстрактно-логического мышления и памяти, восприятия, ощущения, внимания. Игра интеллектуально сотрудничества способствуют формированию положительных качеств характера, требуя от участников настойчивости в достижении цели, смелости, инициативы, изобретательности, взаимопомощи между товарищами, правильной оценки своих возможностей и сил других участников игры, сознательного подчинения дисциплине, честного выполнения правил, принятых добровольно.

Развитие умственных способностей детей и подростков с помощью игр интеллектуально сотрудничества основывается на их любознательности, удивлении, потребности познавать мир в игровой форме и получать удовольствие от этого. В игре не только развиваются интеллектуальные способности, но и меняется отношение ребенка к собственному образованию, открывая возможность для её перехода на новый уровень мышления. Это стало основой для подготовки в нашей школе проекта «Интеллектуальное пространство», где дети и подростки могут перевоплощаться в неординарных мыслителей, философов, организованных, сильных натур, самостоятельных личностей.

Проект «Интеллектуальное пространство» предусматривает создание условий для формирования интеллектуальной элиты. Сферой распространение проекта являются учащиеся разных классов нашей школы. Внедрение проекта успешно осуществлялось на основе интегрированных подходов развития умственных и других дарований и предпочтений детей: «Сила ума» (интеллект + физическая культура), «Интеллект-шоу» (Интеллект + творческая деятельность), «Интеллектуальный рынок» (интеллект + экономика) и т.д. Это дает возможность ученической молодежи полнее реализовывать свой творческий интеллектуальный потенциал и увеличивает охват детей интеллектуальными играми сотрудничества.

Подводя итоги работы за год, результативность проекта можно оценить, как высокую, а работу по всем направлениям, как эффективную. Цель и задачи проекта можно считать реализованными. Проект нуждается в продолжении своей деятельности, разработки новых направлений и форм работы, привлечения большего количества учащейся молодежи.

Цель проекта:

Способствовать формированию интеллектуальной элиты, воспитывая всесторонне развитую личность через организацию содержательного досуга учащейся молодежи и реализацию ими духовно-творческого и интеллектуального потенциала. Создать определенное информационно-интеллектуальное пространство общения учащейся молодежи средствами игровой деятельности. Предоставить оптимальные возможности формирования и проявления жизненных и социальных компетенций ребенка.

Задачи:

· Выявить и развить умственные способности учащихся нашей школы.

· Создать условия для системно-целостного саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания учащейся молодежи.

· Расширить кругозор учащихся, углубить знания в различных сферах науки, техники и культуры, повысить общую эрудицию с помощью игры.

· Привлечь учеников с целью создания единого жизненного коллектива.

Формы и методы работы:

· Различные виды игровой деятельности: игровые программы и акции, викторины, турниры, конкурсы, ролевые игры;

· Интерактивные формы образования: тренинги, тестирование;

· Самостоятельная работа по подготовке и проведению игровых программ.

Результат-прогноз:

· Создание системно-целостной работы по интеллектуальным играм в нашей школе для саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания учащейся молодежи.

· Применение новых подходов к игровой деятельности.

· Охват интеллектуальной деятельностью детей разного возраста, социального статуса и разных вкусов.

· Обеспечение практической направленности интеллектуального развития, возможность использования полученных знаний в жизненных ситуациях.

· Создание творческого коллектива, который отвечает за организацию интеллектуальных игр.

В процессе игры ученики получат не только новые знания, но и улучшат коммуникативные навыки (в ходе выполнения заданий очень важно эффективное общение в необычных формах и в непривычных условиях). Игра интеллектуального сотрудничества развивает умения эффективно взаимодействовать в команде, искать компромиссы для достижения цели, важной для каждого.

Список используемых источников

  1. Казанчян К. П. Ролевая игра как средство коммуникативного обучения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — М., 2007. — выпуск № 519 / том 2 / 2007.
  2. Фаритов А. Т. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе // Школьная педагогика. — 2017. —  1.