Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Игровая деятельность дошкольников в семье

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Тутова Юлия Александровна, Равшанова Азиза Буриевна, Джумартова Шахло Байрамгулиевна, Орзикулова Сохиба
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2018»  (октябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1940
Показать PDF версию Игровая деятельность дошкольников в семье

Бараталиева Шахрибону Абдуллаевна
Старший преподаватель
регионального центра повышения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском госуниверситете,
Равшанова Азиза Буриевна
Учреждения дошкольного образования № 6 Кизирикского района

Джумартова Шахло Байрамгулиевна
Учреждения дошкольного образования № 12 Термезского района,

Орзикулова Сохиба
Учреждения дошкольного образования № 9 Термезского района

Рассматривая особенности игровой деятельности дошкольников в семье, стоит обратить внимание на следующие аспекты:

Прежде всего, семья ― это особая среда, в которой игры организуются в соответствии с традициями, укладом (так, например, в семье доминантных родителей игры детей в своем большинстве тихие, «камерные»);

Семья ― источник информации для ребенка, в ней он находит образцы для подражания, повторения, воплощения в своих игровых замыслах;

Семья ― развивающая среда, которая оказывает влияние не степень развития и собственно игровой деятельности дошкольников, и различных навыков и умений, которые находят свое отражение в играх дошкольника.

Таким образом, семья играет важную роль формировании и развитии игровой деятельности дошкольников, так же, как играет основополагающую роль в развитии личности дошкольника в целом.

Семья помогает ребенку обучаться игровой деятельности и овладевать самыми разными ее видами и формами: близкий взрослый помогает: осмысливать или переосмысливать некоторые реальные действия и поступки, создавать и удерживать воображаемую ситуацию, использовать игру во вспомогательных целях, соотносить разного рода реалии через игровые действия. Кроме того, семья создает условия для реализации игровой деятельности. Психологам и педагогам, работающим с маленькими детьми, хорошо знаком такой феномен: ребенок во что-то играет, но когда его спрашивают, чем он занят, он прячет предметы, с которыми играл, за спину и говорит, что не играет. Обычно это связано с тем, что игра считается малосерьезной деятельностью и не одобряется близкими взрослыми. В результате ребенок не только не признается, что играет, но всячески старается спрятать свою игру от посторонних глаз. А ведь даже самый первый вид игры — режиссерская игра — предполагает наличие зрителя. Поскольку практически в любом последующем виде игры можно отыскать компоненты и характеристики режиссерской игры, становится очевидным: для реализации игровой деятельности ребенок нуждается в близком взрослом. Дома у детей значительно больше времени для игр, чем в детском саду. Причем в семейной обстановке общение взрослых с ребенком осуществляется на фоне доверительных, теплых отношений. Даже маленький дошкольник может принимать участие в домашнем труде, который в этом возрасте еще является фактически игрой.

Родители способны формировать игровые навыки у детей во время прогулок, семейных праздников, обыденных домашних дел. Например, во время стирки ребёнку можно предложить кукольное корыто, мелкие предметы, показать, как надо стирать, поощрить его действия, подбодрить, похвалить за старания, а вечером, за семейным ужином, рассказать, как хорошо он трудился. Можно попросить ребенка помыть в этом же корытце куклу, мелкие игрушки. Старшему дошкольнику такая работа уже хорошо знакома, и он способен выполнять ее самостоятельно.Ребенку важно с ранних лет не только овладевать трудовыми навыками, но и быть причастным к делам и заботам взрослых.Любовь родителей к детям, эмоциональная близость, многосторонние связи со всеми членами семьи создают благоприятные условия для применения дошкольниками в игре разнообразных знаний, правил поведения и взаимоотношений, усваиваемых в повседневной жизни. В семье ребенок приобретает бесценный опыт заботы родителей о старшем поколении, дружбы с соседями и друзьями, взаимопомощи в хозяйственных делах. Живя в подобной атмосфере, подражая родителям, дети рано начинают играть в «Семью». В свою очередь, игры, отражающие быт семьи, взаимоотношения между ее членами, могут стать почвой для воспитания у дошкольников привязанности, нежности, чуткости, отзывчивости, внимания ко всем окружающим.

Игрой в семье называют любую деятельность ребенка: рисование, слушание детских пластинок, просмотр мультфильмов или просто возню, баловство.

Большинство взрослых понимают игру широко, не придавая особого значения ее воспитательной роли. В первую очередь игра знакомит ребенка с окружающим миром, а потом воспитывает разные навыки. Родители старших дошкольников отдают предпочтение играм, способствующим формированию познавательной сферы ребенка, подготовки его к школе. И покупают главным образом «умные» игрушки: настольно-печатные, электрифицированные, механические.На долю младших дошкольников выпадает лишь одна треть игрушек, развивающих логическое мышление, фантазию, творчество.Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, важно чувствовать поддержку, одобрение. Социологи отмечают: общение родителей с детьми духовно обогащает всех членов семьи, расширяет круг их интересов, дает возможность взрослым, наблюдая за ростом и развитием ребенка, глубже понять истинный смысл своей жизни, осознать свою педагогическую функцию.

Как известно, игрушка является одним из условий развития игры дошкольника. В детском саду большое значение придается подбору игрушек по возрастному принципу. В семье этого не придерживаются. Родители, не понимая значения игры, покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на их яркость, новизну, стоимость. В доме всегда есть игрушки, подаренные родственниками и друзьями родителей. Как правило, при их выборе взрослые не задумываются о педагогической целесообразности, главное — доставить ребенку сиюминутное удовольствие.

В результате обычно у девочки скапливается много кукол, не всегда обеспеченных домашней кукольной утварью, у мальчиков всевозможный игрушечный транспорт и оружие. Такие наборы при отсутствии руководства со стороны родителей ведут к однообразным сюжетам, бедным по содержанию играм: у девочек — в основном в «Семью», «Детский сад», у мальчиков — в «Рейнджеров», «Воинов», «Гонщиков».

Игры мальчиков дома практически бессюжетны. Весьма непопулярны среди них игры с куклами и мягкими игрушками, отображающими людей и животных.

Детям,особенно маленьким, необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Такие игры пробуждают добрые чувства, закрепляет нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребенок пробует его, прежде всего на кукле, на мишке, делая их партнерами своей деятельности.

Покупая игрушки для своих детей, родители тем самым формируют их игровые интересы. Получая то, что предлагают, ребенок активно подражает действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим. Психологами установлено: в младшем дошкольном возрасте мальчики по предложению воспитателя играют с девочками. Но постепенно интересы расходятся, и к семи годам лишь незначительная часть мальчиков включается в игры с девочками, например в «Семью». Причем ребенок, выбирая роль папы, не знает, что ему надо делать и, потому старается уклониться от сюжетно-ролевой игры, предпочитая бегать, кричать, размахивать игрушкой. Такие игры отрицательно влияют на неокрепшую нервную систему, ведут к одностороннему развитию ребенка.

Большую воспитательную задачу несут на себе игры с использованием строительных наборов. Пап и мам не привлекает этот вид игрушек своим неброским оформлением, а их педагогической ценности они не понимают. И в результате лишают детей строительных наборов и конструкторов, способствующих развитию мышления, фантазии, творчества.

Дети, особенно младшего и среднего возраста, часто ломают игрушки из любопытства, с целью узнать, «что там внутри». Но можно наблюдать и пренебрежительное отношение дошкольников к игрушкам. На замечания воспитателя они отвечают: «А у меня лучше есть», «Мне мама еще купит» и т. д. Совет А. С. Макаренко никогда не выбрасывать игрушки, особенно на глазах у детей, а принимать меры к их починке, не только не утратил своего значения, но в настоящее время приобрел еще большее социальное звучание.

Если воспитатели и родители прививают детям бережное отношение к вещам, окружающим предметам, игрушкам, то, воспитывая бережливость, они делают одновременно и нечто большее: воспитывают ответственность, организованность, трудолюбие, самоконтроль и другие нравственные качества.

Купив малышу новую игрушку, надо показать, как с ней играть и где ее хранить; у пяти — шестилетнего дошкольника следует спросить, как он будет играть с такой игрушкой, какой игровой материал ему еще понадобится, с кем будет играть. Можно использовать и такой прием: убирать на время часть игрушек, которые надоели ребенку, а затем постепенно вносить их.

Список литературы

  1. Валитова, И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. — 2-е изд. — Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. — 160 с.
  2. Васильева, О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. — Брест, 2000. — 80 с.
  3. Выготский, Л. Игра и ее роль в психоческом развитии ребенка. // Психология. — 1995. —  1. — С. 45-56.
  4. Гамезо, М.В., Герасимова, B.C., Орлова, Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.