Евразийский
научный
журнал

Государственное регулирование в области экономики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гребнева Анастасия Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1264
Показать PDF версию Государственное регулирование в области экономики

Гребнева Анастасия Владимировна
магистрант 3 курса,
АОЧУ ВО
«Московский финансово юридический
университет МФЮА»

Ключевые слова: государство, экономика, регулирование экономических процессов, методы, органы власти

Аннотация: государственному регулированию как самостоятельной сфере экономической политики в последние годы уделяется все большее внимание.

В статье рассматриваются подходы к оптимизации сферы государственного регулирования с учетом провалов рынка и возможностей его совершенствования, говорится о неправомерности противопоставления государственного регулирования рыночному.

Отмечается, что поскольку регулирование предполагает определенную степень принуждения, то его эффективность в значительной степени зависит от доверия общества к государству.

Во время становления и развития экономики на уровне государства, зачастую возникает большой перечень проблем как экономических, так и социально-политических, проблем, связанных с административным устройством. И справиться с ними лишь при помощи рыночного аппарата зачастую невозможно, именно в таких случая регулированием экономическими отношениями занимается само государство. Регулирование экономики государством — это комплексные меры и действия, которые органы государственной власти применяют для регулирования, установки и коррекции основных процессов экономики в стране[2,c.19].

К основным причинам возникновения процесса регулирования экономики в стране государством принято относить: общественные блага, которые находятся во владении данной страны.

К ним относят: образовательную структуру, систему здравоохранения и другие. Присутствие производства, которое характеризуется как частное, так и общественное. Отрицательный эффект внутри рынка государства. Например: бедность, безработица, уровень преступности. Развитие научно-технической отрасли. Стремление к монополизации. Методы и формы воздействия государства на экономику страны.

Стоит отметить то, из чего складывается структура государственного регулирования. К этим принципам можно отнести следующие.

При равных условиях предпочтение отдается рыночной форме устройства экономического аппарата. Государственные предприятия ни при каких условиях не должны конкурировать с частным бизнесом и ИП, но обязаны помогать в их развитии[3,c.36].

Кредитные, финансовые и налоговые сферы должны помогать и способствовать экономическому росту, а также способствовать стабильному социальному положению. Если государственное вмешательство имеет рыночную структуру, то оно более эффективно в рыночных процессах.

Выделяют два основных вида регулирования. Исходя из вида объекта, на который проводится воздействие — в данном случае государственные органы проводят свою деятельность по контролю трех основных составляющих процесса воспроизводства: контроль ресурсов, производственное, а также финансовое регулирование.

По уровню иерархии в регионе — в данной ситуации государство сконцентрировано на таких направлениях, как федеральное и региональное.

Воздействие государства на экономику страны осуществляется главным образом двумя методами: прямые методы (дирижистские), косвенные методы (экономические).

Далее мы разберем эти методы подробнее. Прямые методы регулирования экономическими отношениями в стране основаны на правовых и административных способах контроля деятельности различных хозяйственных субъектов (штрафы, разрешения, запреты). Косвенные методы не несут никакие ограничения свободы действий в экономическом отношении[3,c.28].

Они, в отличие от прямых методов, лишь стимулируют организации при выборе того или иного решения на рынке. Применяются косвенные методы во всей экономической среде, а также подразумевают использование решений финансовых и кредитных систем государства.

Стоит отметить, что оба метода, представленные выше, взаимосвязаны. Основные механизмы регулирования рыночной экономикой государством.

Главные инструменты, которыми и производится регулирование экономикой государством, являются: административные и правовые. Система финансирования. Денежная система страны. Собственность данной страны. Заказы от государства. Но перечисленные выше способы, далеко не единственные.

Достаточно широко используются и такие инструменты, которые имеют внутриэкономическое направление, например, учетные ставки, налоговые взыскания (выплаты), нововведенные льготы или субсидирование предприятий, субсидии на инвестиционную деятельности и многие другие.

Еще одним направлением действия государственной власти в регулировании экономикой страны, на которое стоит обратить отдельное внимание, является создание общественных благ. Антимонопольная политика как средство регулирования. В наше время рынку свойственно стремление к монополизации. Это приводит к падению свободной конкурентной политики, диктатуре производителя над потребителем и, как следствие всего этого — к стагнации. Именно поэтому правительство практикует антимонопольную политику[4,c.72].

Как следует из названия, она направлена на ослабление монопольной власти, на защиту конкуренции в ее свободном проявлении. Контроль внешних и побочных эффектов. Разберем виды регулирования экономикой государством двух видов эффектов, вешних и побочных.

Внешний эффект. Характеризуется он тем, что оказывает влияние как на организации, так и на самих потребителей, которые пользуются разнообразными видами услуг этих фирм.

Данный вид эффекта бывает как хорошим (улучшение качества земельных участков во время установления, например, оросительных систем частными предпринимательствами, фермами без привлечения дополнительных инвестиций и финансовых вложений), так и плохим (например, ухудшение внешней окружающей среды, связанное с загрязнением за счет выброса опасных отходов во время производства).

Решением данного вида взаимодействия, как считал экономист из Англии, А. Пигу, является введение налогов, ведь это прямой путь взаимодействия государства.

К данному виду эффекта относятся: транзакционные издержки. Это понятие ввел теоретик и экономист, приверженец неоклассической школы экономии, Р. Коуз.

Ключевые слова: государство, экономика, регулирование экономических процессов, методы, органы власти

Аннотация: государственному регулированию как самостоятельной сфере экономической политики в последние годы уделяется все большее внимание.

В статье рассматриваются подходы к оптимизации сферы государственного регулирования с учетом провалов рынка и возможностей его совершенствования, говорится о неправомерности противопоставления государственного регулирования рыночному.

Отмечается, что поскольку регулирование предполагает определенную степень принуждения, то его эффективность в значительной степени зависит от доверия общества к государству.

Во время становления и развития экономики на уровне государства, зачастую возникает большой перечень проблем как экономических, так и социально-политических, проблем, связанных с административным устройством. И справиться с ними лишь при помощи рыночного аппарата зачастую невозможно, именно в таких случая регулированием экономическими отношениями занимается само государство. Регулирование экономики государством — это комплексные меры и действия, которые органы государственной власти применяют для регулирования, установки и коррекции основных процессов экономики в стране[2,c.19].

К основным причинам возникновения процесса регулирования экономики в стране государством принято относить: общественные блага, которые находятся во владении данной страны.

К ним относят: образовательную структуру, систему здравоохранения и другие. Присутствие производства, которое характеризуется как частное, так и общественное. Отрицательный эффект внутри рынка государства. Например: бедность, безработица, уровень преступности. Развитие научно-технической отрасли. Стремление к монополизации. Методы и формы воздействия государства на экономику страны.

Стоит отметить то, из чего складывается структура государственного регулирования. К этим принципам можно отнести следующие.

При равных условиях предпочтение отдается рыночной форме устройства экономического аппарата. Государственные предприятия ни при каких условиях не должны конкурировать с частным бизнесом и ИП, но обязаны помогать в их развитии[3,c.36].

Кредитные, финансовые и налоговые сферы должны помогать и способствовать экономическому росту, а также способствовать стабильному социальному положению. Если государственное вмешательство имеет рыночную структуру, то оно более эффективно в рыночных процессах.

Выделяют два основных вида регулирования. Исходя из вида объекта, на который проводится воздействие — в данном случае государственные органы проводят свою деятельность по контролю трех основных составляющих процесса воспроизводства: контроль ресурсов, производственное, а также финансовое регулирование.

По уровню иерархии в регионе — в данной ситуации государство сконцентрировано на таких направлениях, как федеральное и региональное.

Воздействие государства на экономику страны осуществляется главным образом двумя методами: прямые методы (дирижистские), косвенные методы (экономические).

Далее мы разберем эти методы подробнее. Прямые методы регулирования экономическими отношениями в стране основаны на правовых и административных способах контроля деятельности различных хозяйственных субъектов (штрафы, разрешения, запреты). Косвенные методы не несут никакие ограничения свободы действий в экономическом отношении[3,c.28].

Они, в отличие от прямых методов, лишь стимулируют организации при выборе того или иного решения на рынке. Применяются косвенные методы во всей экономической среде, а также подразумевают использование решений финансовых и кредитных систем государства.

Стоит отметить, что оба метода, представленные выше, взаимосвязаны. Основные механизмы регулирования рыночной экономикой государством.

Главные инструменты, которыми и производится регулирование экономикой государством, являются: административные и правовые. Система финансирования. Денежная система страны. Собственность данной страны. Заказы от государства. Но перечисленные выше способы, далеко не единственные.

Достаточно широко используются и такие инструменты, которые имеют внутриэкономическое направление, например, учетные ставки, налоговые взыскания (выплаты), нововведенные льготы или субсидирование предприятий, субсидии на инвестиционную деятельности и многие другие.

Еще одним направлением действия государственной власти в регулировании экономикой страны, на которое стоит обратить отдельное внимание, является создание общественных благ. Антимонопольная политика как средство регулирования. В наше время рынку свойственно стремление к монополизации. Это приводит к падению свободной конкурентной политики, диктатуре производителя над потребителем и, как следствие всего этого — к стагнации. Именно поэтому правительство практикует антимонопольную политику[4,c.72].

Как следует из названия, она направлена на ослабление монопольной власти, на защиту конкуренции в ее свободном проявлении. Контроль внешних и побочных эффектов. Разберем виды регулирования экономикой государством двух видов эффектов, вешних и побочных.

Внешний эффект. Характеризуется он тем, что оказывает влияние как на организации, так и на самих потребителей, которые пользуются разнообразными видами услуг этих фирм.

Данный вид эффекта бывает как хорошим (улучшение качества земельных участков во время установления, например, оросительных систем частными предпринимательствами, фермами без привлечения дополнительных инвестиций и финансовых вложений), так и плохим (например, ухудшение внешней окружающей среды, связанное с загрязнением за счет выброса опасных отходов во время производства).

Решением данного вида взаимодействия, как считал экономист из Англии, А. Пигу, является введение налогов, ведь это прямой путь взаимодействия государства.

К данному виду эффекта относятся: транзакционные издержки. Это понятие ввел теоретик и экономист, приверженец неоклассической школы экономии, Р. Коуз.

Эти издержки характеризуются тем, что они связаны не столько с производством, сколько с затратами на него, например, поиском нужной информации о средних ценах сделок. Он считает, что более эффективное урегулирование заключается в проработке соглашений частных предпринимателей.

Создание экономической инфраструктуры. Экономике необходимо наличие соответствующих структур, например, комплексов организации, которые бы обеспечивали необходимый уровень воспроизводства каких-либо благ. Распределение доходов.

К этому пункту относятся: закупка товаров и разнообразных услуг государством (форма государственного потребления, затрагивает по большей степени военные отрасли, строительные заказы, финансирует капитальные вложения в предприятия, которые принадлежат государству), социальные выплаты и введение социальных программ для населения и предпринимателей, субсидирование и налоговое распределение доходов (считается, что это косвенный способ контроля доходов, подразумевает как полное, так и неполное освобождение от выплаты налоговых обложений, но в это же время повышает ставку оплаты их у других общественных групп) [7,c.63].

К социальной роли регулирования экономикой государством относится стабилизация макроэкономики. Направлено это на предотвращение экономического спада, поддержку функционирования экономики на необходимом уровне.

Известно, что государственное регулирование в теории и на практике рассматривается через призму не только общественных, но и частных интересов. Отдельные группы интересов влияют на формирование государственных регуляторов для получения преимуществ и выгод часто в ущерб общественным интересам. В связи с этим возникает вопрос о направлениях рационального дерегулирования.

Большое значение для выбора практического направления совершенствования государственного регулирования имеют основанные на многолетнем мониторинге результативности регуляторной практики многих стран рекомендации комитета по регуляторной политике ОЭСР.

Анализ развития российской практики регулирования показывает, что она в целом соответствует рекомендациям ОЭСР. Сокращаются избыточные, не связанные с провалами рынка регуляторные функции государства, это приводит к уменьшению административных барьеров, улучшению бизнес-климата.

Упрощаются процедуры входа на рынок, режимы контроля и надзора деятельности хозяйствующих субъектов. Повышаются информационная прозрачность и доступность требований регуляторов, развивается саморегулирование.

Вместе с тем дальнейшие шаги по совершенствованию государственного регулирования потребуют более глубокого обоснования и серьезной подготовки в плане создания информационных баз для риск-ориентированного подхода.

Внешнеэкономическая политика представляет собой проводимую правительством страны государственную политику в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических программ[8,c.74].

Управление внешнеэкономической деятельностью определяется национальными стратегическими задачами. Используя рычаги экспортной и импортной политики, государство обеспечивает реализацию субъектами хозяйствования права на внешнеэкономическую деятельность, защищает их позиции на мировом рынке, предотвращает использование недобросовестной конкуренции иностранных фирм на внутреннем рынке. Посредством внешней политики государство обеспечивает эффективный обмен и сотрудничество с другими странами.

Внешнеэкономическая политика страны позволяет решать следующие задачи:

— приобретать недостающие в стране товары и услуги;

— участвовать в мировых экономических процессах;

— использовать внешние рынки для продажи экспортируемых товаров и услуг;

— заимствовать лучшую практику зарубежного опыта;

— использовать иностранные инвестиции и кредиты.

В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют, валютный контроль.

Государственный заказ — это выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ для реализации государственных нужд.

В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Основными принципами размещения государственного заказа являются:

— законность деятельности государственных заказчиков;

— эффективность размещения государственного заказа;

— равенство поставщиков и справедливость;

— прозрачность и открытость процедуры размещения государственного заказа;

— осуществление контроля над процессом размещения государственного заказа.

Государственными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджета, осуществляющие от лица государства закупки продукции, товаров, услуг для государственных нужд.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Использование государственного заказа обеспечивает следующее:

— повышение конкуренции между производителями, что способствует увеличению эффективности и качества производства;

— развитие промышленности и предпринимательства, рост экономики вследствие повышения спроса на товары и услуги в стране;

— обеспечение реализации товаров и услуг, производимых отечественными товаропроизводителями и предпринимателями.

Основное содержание управления государственными закупками состоит в выделении областей закупок, то есть установлении основных видов товаров и услуг, подлежащих закупке со стороны государства.

Государственной собственностью в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Государственное регулирование экономикой в стране играет очень важную роль в построение всех экономических отношений, ведь отчасти именно правительство выступает посредником между производителем и потребителем, «настраивая» их взаимоотношения как в пользу первого, так и второго.

Библиографический список:

  1. Внешнеэкономическая деятельность. Вспомогательные операции и государственное регулирование; Феникс — М., 2015. — 640 c.
  2. Государственное и муниципальное управление. Шпаргалка; Окей-книга — М., 2014. — 681 c.
  3. Государственное право буржуазных стран; Государственное издательство юридической литературы — М., 2015. — 488 c.
  4. Государственное регулирование экономики и социальные проблемы модернизации (комплект из 2 книг); УРСС — М., 2015. — 356 c.
  5. Государственное социальное страхование; М.: Профиздат — М., 2016. — 270 c.
  6. Модернизация российской экономики и государственное управление; КомКнига — М., 2014. — 376 c.
  7. Проблемы информационной экономики. Выпуск 7. Стратегия инновационного развития российской экономики; Либроком — М., 2015. — 400 c.
  8. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики; Издательство Ленинградского университета Издательство ЛГУ им. А. С. Пушкина — М., 2015. — 148 c.
  9. Белов В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг; Высшая школа — М., 2014. — 352 c.
  10. Биншток Ф. И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие; Инфра-М — , 2015. — 208 c.