Евразийский
научный
журнал

Государственное регулирование финансов предприятий

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чудина Евгения Юрьевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2319
Показать PDF версию Государственное регулирование финансов предприятий

Чудина Е.Ю.
Студент
Московский финансово-юридический университет МФЮА

Аннотация: В статье кратко обоснована необходимость государственного регулирование финансов предприятия, выделены соответствующие действия государственного регулирование финансов предприятия, каждое из которых необходимо учитывать при разработке мер по улучшение финансового состояния. Рассмотрены преимущества и недостатки государственного регулирование финансов предприятия.

Ключевые слова: финансы предприятия, финансовое право, государственное регулирование финансов предприятия.

STATE REGULATION OF FINANCE
OF ENTERPRISES

Abstract: The article briefly substantiates the need for state regulation of the enterprise’s finances, identifies the appropriate actions of state regulation of the company’s finances, each of which must be taken into account when developing measures to improve the financial condition. The advantages and disadvantages of state regulation of the company’s finances are considered.

Keywords: enterprise finance, financial law, state regulation of enterprise finance.

Рыночное преобразования экономики РФ осуществляется на фоне глубокого финансового и экономического кризиса. Переход на новые условия хозяйствования не сократили, а наоборот увеличило количество низкорентабельных и убыточных предприятий. Низкая эффективность предпринимательской деятельности, крупные структурные диспропорции и потеря со стороны государства управления экономикой привели к обострению проблемы неплатежей в бюджет, финансового упадка ряда предприятий, их банкротство. Отсутствие влияния на кризисную ситуацию, длительная неплатежеспособность влекущих прекращение финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Поэтому восстановление и усиление нормативного регулирования финансов предприятий во избежание их банкротства является сегодня актуальной задачей.

Проблемы поиска эффективных механизмов государственного регулирования финансов предприятий деятельности актуализируются в национальных докладах по исследуемой проблематике, ежегодных посланиях Президента РФ, значительном количестве аналитических материалов органов государственного управления и научно-исследовательских учреждений, а также в трудах отечественных ученых как Бойко М. Д., Дидкивская Л.И., Головко Л.С., Добровольская В., Жарко Р.П., Жук Л.А., Жук И.Л., Неживець А.Н., Белик Ю.В., Неживець А.Н., Карлин М.И., Кошембар Л.А., Кравцова Т., К равцова Т.М., Лазарь В.Л., Ластовецкий А., Онищенко В., Покатаев А., Саварина А., Селезень С.В., Бережной В. М., Старцев А.В., Старцева О.В. и др. Однако имеющиеся в экономической литературе публикации по исследуемой проблематике, как правило, касаются осмотра и определения общей проблематики развития предпринимательства в РФ. Требуют более детального изучения и оценки конкретные методы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности, использование которых способно активизировать развитие предпринимательства в РФ и критически изменить основные параметры предпринимательской среды, прежде всего по усилению экономической безопасности бизнеса с учетом существующей специфики развития предпринимательства в нашей стране.

Указанные ученые достаточно полно и обоснованно исследовали и выяснили условия финансовой стабильности субъектов хозяйствования, определили основные причины возникновения и пути преодоления кризисного состояния на предприятиях. Однако на сегодня еще остаются нерешенными ряд проблем нормативного регулирования финансов предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

Проблема государственного регулирования финансов предприятий достаточно остро стоит на данном этапе экономического развития РФ. Необходимо определить оптимальную степень государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность с тем, чтобы с одной стороны обеспечить эффективное функционирование частного сектора и получения им высоких доходов, а с другой — создать предпосылки для сбалансированного роста экономики в стране в целом и повышение уровня благосостояния граждан [2, с. 47].

Государственное регулирование — это контроль экономической и финансовой деятельности со стороны государства, а также форма целенаправленного воздействия государства на функционирующую экономическую систему с целью повышения уровня жизни населения и обеспечения экономического роста [4, с.28].

Реформирование экономики спровоцировало ряд дестабилизирующих явлений: спад производства, кризис платежеспособности, снижение производительности труда и эффективности производства и как результат — снижение финансовой самостоятельности предприятий.

Финансовую деятельность предприятия можно рассматривать как комплекс динамических отношений как внутри предприятия, так и с окружающей средой. Управление таким комплексом, то есть процессами формирования, распределения, использования финансовых ресурсов и расходования денежных средств, которые протекают под воздействием большого количества дестабилизирующих факторов, острого дефицита времени на принятие решения, во многом зависит от системы финансового оценивания и регулирования. С помощью последней осуществляется оперативный контроль и анализ информации об использовании финансовых средств, финансовое состояние предприятия, раскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые планы. От скорости реакции системы на изменения внутренних и внешних условий, то есть от ее гибкости, зависит эффективность функционирования предприятия в целом.

Сложность проблемы повышения качества функционирования системы финансового регулирования вызывает необходимость применения количественных методов и моделирования процессов выбора оптимальных финансовых решений.

Важно осознавать, что для нормального функционирования предпринимательской среды должны быть обеспечены следующие обязательные условия:

— стабильная национальная кредитно-денежная система;

— льготная система налогообложения, которая способствовала бы быстрому притоку финансовых средств в сферу бизнеса;

— активно действующая система инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности (коммерческие банки, товарно-сырьевые биржи, страховые компании, научно-консультативные и учебные центры общего развития предпринимательства, менеджмента, маркетинга и т.п.);

— государственная поддержка предпринимательства в области финансов и материально-технического обеспечения (особенно во время начала и становления)

— эффективная защита промышленной и интеллектуальной собственности;

— упрощенная процедура регулирования предпринимательской деятельности государственными органами управления национальным хозяйством;

— правовая защищенность предпринимательства;

— формирование в обществе привлекательного имиджа предпринимательства, толерантного отношения к его временных неудач [3, с.57].

Рыночная экономика значительно усиливает роль финансов предприятия в обеспечении высокой эффективности производства. В условиях жесткой конкуренции и широкой финансовой независимости субъектов хозяйствования строят свою деятельность на основных принципах коммерческого расчета: саморегулировании, самофинансировании, самоокупаемости. Цель коммерческого расчета — достижение максимальной прибыли с минимальными затратами ресурсов и наименьшим риском.

Система регулирования должна учитывать действие объективных экономических законов, в первую очередь — закона стоимости, закона спроса и предложения, закона денежного обращения и др., Гарантировать свободу конкуренции и предпринимательства. Но эта свобода должна иметь определенные пределы чтобы не возникал рыночный хаос и не создавались противоречия между интересами предприятий и интересами общества, государства. Поэтому система регулирования должна распространяться на все звенья финансов предприятий. Речь идет, во-первых, о целенаправленное регулирование финансовых потоков предприятия для реализации его внешних и внутренних финансовых отношений, во-вторых, о регулировании процессов создания и использования денежных фондов для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия, расчетов по обязательствам и других целей.

Мировой опыт свидетельствует, что государственное регулирование финансовой деятельности предприятий осуществляется во всех странах с развитой экономикой. При этом оно не ограничивает широкой самостоятельности предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности. Но процессы регулирования финансов предприятий значительно отличаются в отдельных странах. Они зависят от следующих факторов: уровень экономического развития страны и степень ее интегрированности в мировую экономическую систему; разнообразие финансовых отношений субъектов хозяйствования; уровень развития финансового рынка; уровень развития налоговой системы и системы страхования в стране; разнообразие финансовых инструментов, используемых в хозяйственной практике и др.

В нормативном регулировании финансов предприятий главная роль принадлежит государству. Но в условиях перераспределения властных функций в стране возрастает роль местных органов власти, усиливается ответственность и значение подчиненных им финансовых ресурсов. Это означает, что действия местных властей по отношению к финансовым ресурсам подчиненных им предприятий все чаще могут носить нормативный характер (введение новых местных налогов и сборов, предоставление финансовых разрешений, льгот, дотаций и субсидий, взыскания штрафов и т. д.).

В условиях рынка необходимо активизировать также и внутренние финансовые отношения предприятий путем четкой регламентации функций, финансовых действий и процедур, характер которых все больше приобретает нормативного значения. Многие из них уже нашли свое отражение в учредительных документах предприятий, в частности в их уставных фондах [5, с.92].

Государственное регулирование играет важную роль в функционировании хозяйственного правопорядка в РФ, направленного на обеспечение фундаментальных общественных благ: законность, право собственности, здравоохранение, охрана окружающей среды и др. Для этого необходимо урегулировать политику, действующую на всех уровнях государственного управления. Речь идет об организации такого уровня регулирования экономики, который отвечал бы качественно новым явлениям, структурным сдвигам в народном хозяйстве РФ, развития его на пути к цивилизованным рыночным отношениям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // КонсультантПлюс: Высшая школа: — 2015. — Вып. 22.
  2. Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права [Текст]: материалы Всероссийской конференции (Ставрополь, 21-26 апреля 2014 года) / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Северо-Кавказский федеральный ун-т» (СКФУ), Юридический ин-т, Каф. административного и финансового права; [редкол.: Боташева Л. Э. (отв. ред.) и др.]. — Ставрополь: Параграф, 2014. — 263 с.
  3. Актуальные проблемы финансов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Московский ун-т им. С. Ю. Витте, Каф. финансов и кредита; [сост. Ефимов В. С.]. — Москва: МУ им. С. Ю. Витте, 2014. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  4. Антипова, Е. П. Финансовое право [Электронный ресурс]: учебное пособие: краткий курс: электронное издание / Е. П. Антипова; Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) Фил. Федерального гос. бюджетного образовательного учреждения высш. проф. образования Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации, Каф. административного и финансового права. — Санкт-Петербург: СЗФ РПА Минюста России, 2014- 340 с.
  5. Брайчева, Т. В. Основы финансов [Текст]: учебное пособие / Т. В. Брайчева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. экономический ун-т», Каф. гос. и муниципальных финансов. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2014. — 127 с.
  6. Гольдфарб, А. А. Финансовое право [Текст]: [учебное пособие] / А. А. Гольдфарб. — Москва: РГ-Пресс, 2014. — [72] с.
  7. Казаков М. Н. Финансовое право [Текст]: курс лекций / М. Н. Казаков, С. В. Полунин; Новосибирский военный ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, Каф. конституционного и административного права. — Новосибирск: НВИ ВВ им. генерала армии И. К. Яковлева МВД России, 2014. — 321 с.
  8. Коваленко, О. Г. Финансы, денежное обращение и кредит [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие / О. Г. Коваленко; М-во образования и науки Российской Федерации, Тольяттинский гос. ун-т, Ин-т финансов, экономики и управления, Каф. «Финансы и кредит». — Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, cop. 2014. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  9. Концептуальные положения современной финансовой науки [Текст]: сборник научных статей профессрско-преподавательского состава кафедры «Теория финансов» ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» / Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Каф. «Теория финансов»; отв. ред. И. В Ишина, С. В. Фрумина. — Москва: Юстицинформ, 2014. — 119, [1] с.
  10. Крылова, Л. В. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебное пособие: (для студентов, обучающихся по программам бакалавриата по направлению «Экономика» и другим направлениям экономического и финансового профиля) / Л. В. Крылова, Г. М. Давтян; Образовательное учреждение профсоюзов высш. проф. образования «Акад. труда и социальных отношений», Фак. мировой экономики, финансов и страхования, Каф. финансов и кредита. — Москва: АТиСО, 2014. — 273 с.