Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Государственная контрактная система

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кутикова Евгения Михайловна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2020»  (сентябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1136
Показать PDF версию Государственная контрактная система

Кутикова Евгения Михайловна
Магистр ЧЕЛГУ,
Россия, г. Челябинск
E-mail: Kytikova28@yandex.ru

Научный руководитель: Егоров Олег Николаевич
Доцент , канд. мед. наук
Кафедра конституционного права и муниципального права
Россия, г. Челябинск

Аннотация: В настоящей статье представлена необходимость создания эффективной системы государственных закупок обусловлена тем, что с каждым годом растет количество средств реализуемых путем государственных закупок. На сегодняшний день общий объем рынка госзаказа достиг 25% ВВП, и эта цифра продолжает расти с каждым годом. От того на сколько система государственных закупок будет эффективно функционировать, напрямую зависит безопасность государства, и это связанно не только с тем, что закупка оборонной продукции так же производится через контрактную систему, но и потому, что государственные закупки составляют половину расходов бюджета страны.

Ключевые слова: система, контракт, госзакупки,бюджетные средства, исполнение, товары, услуги.

Государственная контрактная система — это совокупность норм и правил, обеспечивающих формирование единого технологического цикла, объединяющего ключевые этапы обеспечения федеральных государственных нужд, а именно: планирование закупок, прогнозирование поставок товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд, формирование государственными заказчиками планов обеспечения федеральных государственных нужд, размещение заказов на поставку товаров, работ, услуг, юридическое оформление результатов размещения заказов, исполнение и мониторинг государственных контрактов [1].

Государственная контрактная система обусловлена тем, что три четверти от общего количества организаций, осуществляющих государственные закупки приходится на муниципальные организации, а то, на сколько эффективно муниципалитеты будут расходовать бюджетные средства, в том числе и на государственные закупки, зависит благополучие и уровень жизни граждан муниципальных образований. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [2] (далее — Закон № 44-ФЗ). На данный момент нельзя однозначно сказать, что с указанным законом контрактная система стала принципиально другой, напротив, во многом Закон № 44-ФЗ схож с предыдущим Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ [3], но с некоторыми доработками. Несмотря на то, что разработчики нового закона делали акцент на повышение прозрачности государственных закупок, снижения уровня коррупции, повышения экономии бюджетных средств, добиться всех этих целей даже спустя 6 лет работы закона не удалось. Уже сегодня видно много критики контрактной системы, большое количество жалоб как со стороны госзаказчика, так и со стороны исполнителя, в связи с этим считаем необходимым принятия мер уже сегодня.

Создавая новую контрактную систему, законодатели опирались на опыт зарубежных стран, добившихся в этой области хороших результатов. Были заимствованы многие определения, некоторые принципы, и другие механизмы.

В настоящее время в России, как и во всех странах с рыночной экономикой, действуют рыночные механизмы закупок товаров для государственных нужд. Необходимо отметить, что поставка товаров, работ, услуг для государственных нужд достаточно специфический институт российского права. В рамках гражданского права регулируются отношения между сторонами по государственному контракту. За пределами гражданско-правового регулирования остаются проблемы удовлетворения государственных нужд, финансирования государственных закупок, установления особенностей и такого финансирования и заключения договоров и т.п. Следовательно, указанные правоотношения составляют сферу финансовых правоотношений. В связи с тем, что при закупках используются средства федерального и иных соответствующих бюджетов, обеспечивающих экономические потребности общества и государства, субъектов РФ и местных органов самоуправления, речь идет, в первую очередь, о бюджетных правоотношениях.

Переход к рыночной экономике позволил государству в лице получателей бюджетных средств осуществлять закупки на условиях полной свободы выбора и самостоятельного принятия финансовых решений. Но сложившаяся практика в области государственных закупок выявила неэффективность такого варианта развития события, в связи с чем, назрела необходимость создания определенного правового механизма государственных закупок. Этим механизмом в Российской Федерации выступила контрактная система.

Для регулирования данной сферы правоотношений был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также внесены дополнения в уже существующие акты. В частности, внесены соответствующие дополнения и изменения в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования госзакупок и заключения госконтрактов (Глава 10 БК РФ [4]), в часть 2 Гражданского кодекса РФ (Глава 30, параграф 4) [5], в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения.

На основании изложенного целесообразно внести некоторые изменения в федеральное законодательство. Во-первых, часто происходит неверное понимание некоторых положений закона заказчиками, что приводит к путанице при осуществлении государственного заказа. Очевидно, что закон нуждается в доработке, его функционирование в нынешнем виде не может обеспечить государственные закупки в должном соотношении цены и качества товаров. Преобладающим способом размещения заказа является аукцион в электронном виде, что является показателем неспособности или нежеланием госзаказчика проводить торги другим способом, например конкурсом, который требует больших трудозатрат, но способный обеспечить поставку более качественных товаров.

Во-вторых проблематику применения Закона № 44-ФЗ, целесообразно предложить меры по повышению эффективности системы государственных закупок, путем корректировки этого нормативного документа. Необходимо комплексное внесение изменений, которое бы предусматривало в частности не усиление контроля, а единство правоприменения, отсутствие дублирования полномочий контрольных органов при проведении проверок. Предложенные меры, возможно, не самые простые в исполнении, и потребуют длительного времени для получения положительного результата, но иначе государственная контрактная система не станет эффективной сама собой. Эти мероприятия могут иметь разный характер, это может быть как принятие нормативных актов, как дополнение самого законодательства, либо внесение изменений в уже существующие статьи Закона № 44-ФЗ.

В-третьих, среди понятий, указанных в Законе № 44-ФЗ, отсутствуют определения понятий «государственные и муниципальные нужды». Здесь необходимо отметить, что ранее действовавший Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который ныне утратил силу, содержал данные понятия. Целесообразно вернуть определения этих понятий в Закон № 44-ФЗ, что позволит более четко обозначить спектр производимых операций госсектора.

В-четвертых, необходимо создавать частичную централизацию госзакупок, то есть создавать на базе крупных учреждений определенные центры, занимающиеся профильными госзакупками для нужд более малых организаций, не способных на должном уровне самостоятельно проводить закупки. Тем более, что в законе есть такая возможность, которая предусматривается в ст. 26 Закона № 44-ФЗ.

В-пятых, внести в Закон № 44-ФЗ предложения по совершенствованию механизма планирования закупок, в частности, например, — объединение плана закупок и плана-графика закупок в единый электронный документ, предполагающий поэтапную детализацию содержащейся в нем информации о планируемых закупках, с формированием полноценного описания объекта закупки, проекта контракта, ценой за 3 месяца до начала такой закупки; — установление единого перечня товаров, работ, услуг, подлежащих обязательному нормированию, с возможностью расширения такого перечня по решениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основании каталога товаров, работ, услуг; — предоставление права подачи жалоб при осуществлении закупок исключительно в целях защиты прав и законных интересов подателя жалобы; — заключение контрактов с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур в случае превышения нормативно установленного объема только с согласия ФАС и с казначейским сопровождением указанных контрактов; — повысить взаимную ответственность заказчиков и исполнителей контрактов, в частности.

В целом можно сказать, что реформа системы государственных закупок в Российской Федерации проходит в верном направлении. Необходимо лишь постоянно следить за процессом исполнения государственных закупок, выявлять недостатки, проблемы, проводить работу над ошибками, вносить корректировки, и тогда, безусловно, удастся получить эффективную систему государственных закупок.

Список источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 3 июля 2019 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 2 декабря 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 12 ноября 2019 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 16 декабря 2019 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
  6. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (ред. от 2 декабря 2019 г.) [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 6. — Ст. 492.

Ссылки:

  1. Иванова К. В., Князева Е. Ю. К вопросу о совершенствовании системы госзакупок в Российской Федерации: сборник статей по материалам XLIX международной студенческой научно-практической конференции. 2019. № 14. С. 42
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 27 июня 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
  3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30. Ст. 3105. Документ утратил силу.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 12 ноября 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 3 июля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.