Евразийский
научный
журнал

Глинотерапия как средство реабилитации детей с ментальными нарушениями. Из опыта работы педагога-психолога по программе "Путешествие в глиняную страну"

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Расторгуева Оксана Игоревна
Рубрика: Психологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2018»  (ноябрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 2433
Показать PDF версию Глинотерапия как средство реабилитации детей с ментальными нарушениями. Из опыта работы педагога-психолога по программе "Путешествие в глиняную страну"

Расторгуева Оксана Игоревна
педагог-психолог
МКУ "РЦ "Радуга"
Россия, г. Прокопьевск

В России, как и во всем мире, наблюдается рост количества детей с ограниченными возможностями. Так, изучая ситуацию в городе Прокопьевске за последние 3 года, можно отметить стабильную тенденцию увеличения количества детей, впервые оформивших инвалидность. Если в 2015 году таких детей было 112, то на декабрь 2017 года их стало уже 150. Анализ детской инвалидности по формам болезней показал значительный рост количества детей, имеющих ментальные нарушения с 259 до316 детей. Именно поэтому я решила особое внимание уделить работе с такими детьми. Прежде всего, необходимо пояснить, что такое ментальные нарушения. Это тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. В данную группу входит: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания.

Изучив возможности глинотерапии, опыт работы других реабилитационных центров по данной методике, я начала внедрять его в свою профессиональную деятельность.

Глинотерапия — уникальная техника арт-терапии, основанная на применении глины — природного материла, помогающего понять и проработать актуальную на данный момент проблему ребенка-инвалида.

Глина способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, позволяет развивать навыки самоконтроля, способствует общему интеллектуальному развитию. Целительный эффект наблюдается и в физическом состоянии: развивается моторика, улучшается степень плавности и координации движений. В процессе данной деятельности дети ведут беседы, взаимодействуют друг с другом. Все это стало ключевым моментом в создании программы «Путешествие в глиняную страну».

Новизна программы заключается во введении в работу педагога-психолога Центра глины как природного материала, благотворно воздействующего на душевное и эмоциональное состояние ребенка. Особенно это подходит в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения. Глина считается идеальным посредником для передачи эмоций и переживаний ребенка, который не может выразить свои чувства словами.

Цель программы:

Коррекция и профилактика психоэмоциональных отклонений в развитии личности ребенка-инвалида по средствам глинотерапии для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи:

1. Создать условия для снижения эмоционального напряжения, агрессивности, снятия мышечных зажимов, становлению произвольной регуляции поведения.

2. Формировать коммуникативные навыки.

3. Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения.

Целевая группа:

10 детей-инвалидов старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие ментальные нарушения. Возраст участников — 6 — 10 лет.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на период реабилитации ребенка (2 месяца).

При работе с глиной мы выделяем несколько основных этапы работы:

1. Знакомство с глиной.

Смешивание сухой глины и воды в разных пропорциях.

2. Формирование образов и форм.

Я показываю детям различные приемы работы с глиной. Мы ее мнём, перемешиваем, рисуем пальцами узоры на поверхности.

3. (происходит) Трансформация форм и позиций.

В результате работы с образом, созданным ребенком могут происходить изменения. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Чаще всего меняют фигуры, вызывающие негативные переживания.

4. Пауза пребывания внутри «слепленного мира».

Это время окончательно принятия того образа, который был сформирован здесь и сейчас. Ребенку дается время «пожить» с этим образом или фигурой.

Все выше перечисленные этапы реализуются постепенно. При этом допускается их несовпадение. Это связано с тем, что у детей различные эмоциональные состояния. Для одних есть возможность объединить некоторые этапы работы в одно занятие, а другим детям необходимо «растянуть» их на несколько встреч.

Результаты работы по программе

1. Снизился уровень тревожности, уменьшилась раздражительность и различные проявления агрессии.

2. Повысилась самооценка и раскрылись творческие потенциалы детей.

3. Дети стали устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Динамические показатели

Изучение изменений эмоционального состояния детей в программе предусмотрено в начале и конце работы. В индивидуальной диагностической карте фиксируются результаты, даются рекомендации родителям и специалистам.

Вашему вниманию я предлагаю сводные графики наиболее значимых критериев. Это изменения в показателях уровня тревожности и развития коммуникативных навыков.

Исследование уровня тревожности


Исходя из результатов, представленных в таблице, мы видим, что после проведения занятий у детей наблюдается снижение уровня общей тревожности с 80% до 50%.

Уровень развития коммуникативных навыков


Результаты обследования коммуникативных навыков показывают выраженные изменения в их развитии у 20% детей. Они стали больше общаться друг с другом, у ребят стала проявляться потребность в общении со сверстниками.

Подводя итог своей работе, я могу сказать, что применение глинотерапии в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения, способствует снижению тревожности, агрессивности, снятию мышечных зажимов, становлению произвольной регуляции поведения, а так же их успешной социализации.