Евразийский
научный
журнал

Функциональные характеристики самообразования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1055
Показать PDF версию Функциональные характеристики самообразования

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»).

Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. [1]

М. Князева выделяет несколько функций самообразования : экстенсивная — накопление, приобретение новых знаний; ориентировочная — определение себя в культуре и своего места в обществе; компенсаторная — преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; саморазвития — совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; методологическая — преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; коммуникативная — установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; сотворческая — сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; омолаживания — преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в состояние учащегося); психологическая (и даже психотерапевтическая) — сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; геронтологическая — поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма.

Таким образом, самообразование — необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Профессиональное самообразование будущего учителя — целенаправленная самостоятельная деятельность студента по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы. [2]

Профессиональное самообразование выполняет следующие функции: дополняет, углубляет, расширяет имеющиеся знания; компенсирует недостатки базового образования и является средством его приобретения; способствует формированию индивидуального стиля педагогической деятельности; является средством самопознания и самосовершенствования.

В профессиональное самообразование включаются 4 вида самообразовательной деятельности: фоновое общеобразовательное самообразование; фоновое педагогическое самообразование; перспективное профессиональное самообразование и актуальное педагогическое самообразование.

Фоновое общеобразовательное самообразование — самостоятельная познавательная деятельность, часть естественной жизни студента, не требует специальной организации и планирования: чтение художественной литературы и периодических изданий, детской литературы, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение кино, театров, музеев, выставок; участие в экскурсиях самого разного характера и направленности, лекториев, всевозможных курсов.

Фоновое педагогическое самообразование — просмотр и чтение педагогической периодики и новых книг по педагогике, психологии, методикам, создание личной библиотеки и ее систематизация, накопление и классификация различных материалов для использования в учебной работе.

Перспективное профессиональное самообразование — работа студента над определенной предметной или психолого-педагогической, методической проблемой, рассчитанная на достаточно длительный срок: написание рефератов, курсовых и дипломных работ.

Литература:

  1. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс. 2011. № 6. С. 88-92.Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 С.32-42.
  2. Рубан А.В., Хазова С.А Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183) С.74-80.