Евразийский
научный
журнал

Функции музыки как средства звуковой выразительности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шумов Максим Владимирович
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1613
Показать PDF версию Функции музыки как средства звуковой выразительности

Шумов Максим Владимирович
Старший преподаватель ОмГУ им. Ф.М. Достоевского,
Россия, г. Омск
E-mail: mvshumov@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены наиболее значимые аспекты музыки как средства звуковой выразительности.

Ключевые слова

Музыка, функции музыки, аудиовизуальные средства.

«Выполняя разнообразные функции, музыка является важным элементом в системе художественно-выразительных средств экрана» [1, с. 98]. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные аспекты использования этого средства выразительности музыки — музыки как элемента экранной образности.

1. Музыкальное решение используется как своеобразный авторский комментарий, субъективный взгляд автора на изображаемое явление, его личностное отношение к видеоматериалу. Ярким примером подобной трактовки изобразительного ряда служит фильм режиссера С. Дебижева «Золотой сон».

2. Музыкальное решение позволяет дать нужные характеристики героям телепроизведений. К примеру, с появлением в кадре одного из действующих лиц начинает звучать «его музыка». А затем, даже при отсутствии героя, музыка может напомнить о нем или сообщить о его приближении, вступив в композицию несколько раньше изображения.

3. При помощи музыкальных произведений можно передать характерные приметы времени. Мелодии и ритмы определенной эпохи (20-е годы — чарльстон, 30-40-е — фокстрот или танго, конец 50-х — рок-н-ролл, 60-е — песни группы «Битлс», современные ритмы — тяжелый рок, рэп и др.) позволяют зрителю мысленно переместиться в любое время.

4. Музыкальное сопровождение любого действия может указать на географические координаты местности, где оно происходит. Национальные особенности тех или иных музыкальных произведений могут с наибольшей точностью охарактеризовать место действия, указать на принадлежность героев к определенной народности, подчеркнуть своеобразие архитектурных ансамблей разных регионов. И вот уже русская семья под звуки индийской мелодии из самовара пьет чай. И у зрителя нет сомнений — чай индийский.

5. Музыка может быть введена в изобразительно-звуковую структуру произведения как его лейтмотив, самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею, наиболее важный эмоциональный пласт. Название фильма «Омало» режиссера В. Микеладзе переводится на русский язык — «не уходи, не покидай». Не покидай родной край, не уходи из родных мест, не покидай родину.

6. Музыка включается в строй произведения для создания атмосферы действия, для характеристики среды обитания героев. В качестве примера приведем телефильм режиссера Владимира Виноградова «Русский дом». Он повествует об эмигрантах, покинувших Россию сразу после Октябрьской революции. Вдумчивый и ответственный подход к музыкальному решению всех без исключения эпизодов позволяет зрителю проникнуться глубокой симпатией к героям фильма.

7. Музыкальные произведения включены в визуальную структуру, являясь основной ее движущей силой. В качестве примера приведем такие фильмы, как «Эдит и Марсель» (режиссер К. Лелуш) или «Женщина, которая поет» (режиссер А. Орлов). Более того, и в этом жанре талантливая драматургия, безупречные актерские работы, высочайшее режиссерское мастерство позволяют создать подлинные шедевры мирового киноискусства, например, фильм «Амадей» режиссера Милоша Формана.

Список литературы:

  1. Закревский Ю. А. Звуковой образ в фильме. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1970. — 128 с.