Евразийский
научный
журнал

Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Решетняк Наталья Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2017»  (апрель, 2017)
Количество просмотров статьи: 6070
Показать PDF версию Формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности

Решетняк Наталья Васильевна
Студентка ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского
E-mail: natasha_24.10.92@mail.ru

Научный руководитель: Осадчая Ирина Викторовна
к.пед.н., старший преподаватель

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования взаимоотношений детей младшего школьного возраста. Исследуются приёмы педагогического руководства взаимоотношений детей разных возрастных групп в различных видах их совместной деятельности. В работе уделяется внимание изучению особенностей межличностных отношений младших школьников.

Ключевые слова. Взаимоотношения детей, процесс трудовой деятельности, межличностные отношения, возрастные особенности.

Введение. Исследование проблемы формирования взаимоотношений младших школьников в коллективе представляется актуальным и требующим углубленного изучения вопросом. Значимый период становления личности ребенка приходится на его школьные годы. В школьном коллективе, с его разносторонними отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются подходящие условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни.

В младшем школьном возрасте особенно важно предать отношениям детей со взрослыми и другими детьми атмосферу доброжелательности, формировать у детей стремление помогать друг другу, совместными усилиями достигать поставленной цели, важной не только для ребенка, но и для всей группы.

На сегодняшний день учителя стали намного больше уделять внимания совершенствованию эмоционально-психологических взаимоотношений младших школьников друг с другом, но этот разносторонний вопрос и сегодня сохраняет обширное поле для дальнейших исследований.

Для воспитания ребенка, как и для его обучения, нужно знать его индивидуальность, понимать его духовные наклонности, темперамент, физические данные. Еще не так давно даже сознательные воспитатели считали, что ребенок — это только молодой человек, незаконченный, еще не вполне развитый образ взрослого человека. Но психологические опыты последних лет доказали всем педагогам, что ребенок — это отдельный физический и духовный организм. Научные труды убедили учителей, что каждый ребенок отличается от взрослого человека. Существуют общие типы детей и вместе с тем есть очень большая разница между отдельными детьми; и эту индивидуальность необходимо учесть каждому педагогу.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных педагогов, таких как Ш. А. Амонашвили, А. С. Макаренко, В. А. Караковский, С. А. Смирнов, В. А. Сухомлинский. Высокую ценность для проведения исследования по проблеме формирования взаимоотношений младших школьников представляют разработки А.С. Макаренко, в которых подробно разработана методика коллективного воспитания. Таким образом, вследствие анализа психолого-педагогической литературы был сделан вывод о том, что в проблеме формирования взаимоотношений младших школьников друг с другом в объективной действительности есть проблема недостаточной разработанности путей и средств педагогического влияния на процесс формирования взаимоотношений младших школьников в коллективе. Предоставленная проблема на начальном этапе становления личности требует дальнейшего основательного изучения.

Изложение основного материала статьи.

Трудовая деятельность — ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

С первых дней обучения в школе ребенок вступает в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет в своём распоряжении определенную динамику и закономерности развития.

У первоклассников в период привыкания к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает на второй план перед множеством новых школьных впечатлений.

Наблюдение за первоклассниками показывает, что вначале дети сторонятся контактов друг с другом, каждый из них старается обособиться. В контакт между собой дети вступают с помощью учителя. Пример из школьной жизни первоклассников приведенный Л. Я. Коломинским: «Если, кто-нибудь забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чём дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдаёт её товарищу сам. Он передает ручку учительнице, которая и передаёт её ученику» [5, с. 248].

Проблема объединения взаимоотношений, внутри коллективных влияний является одной из центральных в воспитательной работе. И это не случайно: в детском коллективе имеются организованные педагогом отношения и отношения так называемые стихийные, призывающие особого внимания и стараний.

Взаимоотношения, завязывающиеся в паре, группе, коллективе, обуславливают поведение каждой отдельной личности: комфортность или независимость, критичность или готовность принять любую точку зрения, негативизм или озабоченность судьбой общего дела и т.д. [6, с. 92]

Учащиеся младших классов предприимчиво овладевают навыками общения, усиленно устанавливают дружеские контакты. Умения заводить друзей, взаимодействовать с ровесниками — одна из важнейших задач развития на данном возрастном этапе. Друзья — это те, с кем ребёнок играет, сидит за одной партой, или посещают вместе кружки. Для определения дружеских отношений со сверстниками нужно присутствие у ребенка таких качеств: самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. В этот период дружеские связи ненадёжны и недолговечны, они легко завязываются и довольно быстро могут прерваться.

Когда ребенок приходит в школу, у него складывается система личных (эмоциональных) отношений в классе.

Дети, получающие максимальное число выборов от одноклассников владеют ровным характером, общительны, имеют неплохие способности, отличаются активностью и богаты фантазией. Большинство из этих детей хорошо учатся. Обучающиеся, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе имеют трудности в общении со сверстниками, вспыльчивы, капризны, драчливы, могут быть малообщительны. Многие из детей неаккуратны и неряшливы.

С годами критерии приемлемости изменяются. На главном месте становится активность, организаторские способности. В это время дети становятся самостоятельными и убежденными в себе и своих силах. Показатели объединённые с учением отходят на второй план. [1, с. 75].

Дети, занимающие в классе успешное положение, способны его недооценивать. Так как в данный период совершается перестройка как межличностных отношений так и осознания. Это необходимо, чтобы занять предназначенное положение в группе сверстников.

Совершающиеся в этом возрасте видоизменения в отношениях со сверстниками, необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий.

Для того чтобы обеспечить успех воспитательной работы много внимания следует уделять развитию активности, инициативы и самостоятельности детей [4, с.23]. В школе ребята сначала робко, а затем всё увереннее и чаще выступают со своими предложениями. Первоклассники выразили желание поздравить мам на «День матери». Между детьми были распределены поручения: одним выучить стихотворение, другим нарисовать поздравительные открытки, третьим составить рассказ о маме. Каждый ребенок нарисовал портрет своей мамы. Внеклассное мероприятие понравилось и детям и мамам.

Взаимоотношения первоклассников во многом зависят и от учителя. Пока у детей не сформировались собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они беспрекословно принимают оценки учителя, являющегося для детей высшим авторитетом.

Педагог содействует взаимоотношениям в классе, и формированию. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно быть персонально, идя из особенностей сформировавшейся ситуации, уровня развития межличностных отношений в классе:

1. Вовлечение ученика в интересную деятельность;

2. Помощь в достижении успеха;

3. Преодоление эффективности ребенка;

4. Выработать у ребенка уверенность в себе.

Во втором и третьем классах личность учителя становиться менее важной для обучающихся, но зато отношения с одноклассниками становятся более близкими.

В начальных классах у ребенка уже есть влечение занять определенное место в системе личных взаимоотношений. Способность сделать что-то лучше всех весьма важно для младших школьников. В это время ребёнок старается овладеть различными умениями. Умелость ребёнка может быть проявлением в самых разных областях. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых, и сверстников. Важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал свою ценность и неповторимость.

В процессе трудовой деятельности, от отношений которые сформировываются между членами данного учебного коллектива, зависит формирование личностных образований учащихся — активности, самостоятельности, познавательных интересов, которые стимулируются расположенностью учителя, стремлением выслушать каждого, проявить участие к настроению учащихся. Успешно сложившиеся отношения в коллективе содействуют и благополучию учебной деятельности. Поддержка при затруднениях одобрения успехов — всё становится и разделенной радостью, и разделением беды [7, с.26].

Проблема отношения в учебном процессе отображает характер общения среди его участников и является сложнейшим фактором коллективной учебной деятельности учителя и учащихся. Влияние отношений на статус ученика в учебной деятельности, на его работоспособность несомненна.

Учителю следует учитывать особенности возраста, на которые он может основываться. Чем младше школьник, тем в большей мере проявляются такие особенности, как заинтересованность в учении, его эмоциональность, непосредственность.

Еще одной из особенностей младших школьников является влечение видеть быстрее результаты собственной работы. Для этого нужно организовывать их деятельность так, чтобы временные промежутки между целью и результатом были короче.

Так как познавательная деятельность у младших школьников еще низка, то очень эффективными для формирования их активности, самостоятельности являются практические действия. Поэтому выбор деятельности, связанной с познанием в учебном процессе, будет обеспечивать практический выход её результатов.

Необходимо добиваться, чтобы с первых дней школьной жизни каждый ученик приучался сознательно и ответственно выполнять все учебные и трудовые задания как в классной, так и домашней работе.

Выводы. Проведенное теоретическое исследование проблемы формирование взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками в процессе трудовой деятельности позволяет сделать выводы о том, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость.

Задача взрослых на данном этапе — помочь каждому ребенку осуществить свои возможности, раскрыть ценности умений каждого школьника.

Умения ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является причиной для формирования независимости, уверенности в себе, личностной самостоятельности, что позволяет быть грамотным в общении со сверстниками.

Необходимо отметить воздействие возраста на развитие коллективных отношений. Младший школьный возраст является важным периодом развития общественной жизни ребенка. В школе расширяется круг общения детей, формируются новые межличностные отношения.

Таким образом, в младшем школьном возрасте необходимо уделять наибольшее внимание формированию положительных взаимоотношений в детском воспитательном коллективе, учитывая, что положение ученика в системе общения складывается в первых двух классах, и является постоянным [3, с.95].

Педагог должен отчетливо представлять разные пути формирования взаимоотношений и уметь использовать оптимальные методы и приемы для достижения поставленных задач. Помня о том, что, создавая коллектив, он формирует личность каждого школьника, в психике ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития [2, с.203].

Школа — это место, где формируются самые сложные, какие только могут быть в мире, человеческие отношения. Сложные потому, что совершается великое и трудное, радостное и мучительное творение человека. Педагогическая мудрость в том и заключается, чтобы видеть своего воспитанника глазами созидателя.

Литература:

  1. Бодалев, А.А. Психология о личности школьника. — М., Издательство Московский университет, 1989 — 188с.
  2. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008. — 400с.
  3. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учебное пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2007. — 128с.
  4. Занков Л.В. Беседы с учителями. (Вопросы обучения в начальных классах.) М., «Просвещение», 1975. — 190с.
  5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н., Лубовский Д. В. [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. В 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 271 с.
  6. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., Молодая гвардия 1975. — 238с.
  7. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144с.