Евразийский
научный
журнал

Формирование УУД целеполагания на уроке как способ формирования положительного учебного мотива

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Черненко Дмитрий Витальевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 1122
Показать PDF версию Формирование УУД целеполагания на уроке как способ формирования положительного учебного мотива
В статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися общеобразовательных организаций на уроках по формированию УУД целеполагания. Особое внимание уделено методам и формам работы, актуальным ФГОС ООО.

Черненко Дмитрий Витальевич

В статье рассматриваются формы и методы работы с обучающимися общеобразовательных организаций на уроках по формированию УУД целеполагания. Особое внимание уделено методам и формам работы, актуальным ФГОС ООО.

«Когда человек не знает, к какой он пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». (Сенека)

Немецкий философ Фридрих Энгельс когда-то высказал идею: «Труд создал человека из обезьяны». В этом с ним можно согласиться. Труд – это деятельность, а деятельность – это первое и основное условие человеческой жизни. В процессе своей деятельности человек совершил множество научных открытий, покорил сначала небеса, а затем отправился в космос, обуздал энергию атома. Деятельностью человек научился хранить и передавать знания. Следовательно, деятельность также является неотъемлемой частью учебного процесса.

Важнейшим побудителем любой деятельности является интерес. Для того, чтобы он возник, ничего нельзя давать ученикам в «готовом виде». Все (или почти все) знания и умения обучающиеся должны добывать в процессе их личного труда – индивидуального или в малых группах.

Сегодня современный ученик – это личность, требующая к себе огромного внимания и желающая получить информацию, которая позволит ему найти свое место в обществе, получить наивысший социальный статус и показать себя в выгодном свете. В свою очередь, современный учитель обязан научиться создавать условия и ситуации, когда ребёнок должен будет самостоятельно сделать какой-то выбор, выполнить индивидуальное задание в соответствии с поставленными задачами, суметь оценить себя и свою работу. Самостоятельность обучающихся является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию обучающихся.

При изучении в школе учебных предметов естественнонаучного цикла, а также предметов, требующих аналитического подхода, становится актуальным реализация системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств.

В контексте реализации системно-деятельностного подхода можно выделить следующую общую схему построения учебного занятия (рис. 1):

Схема построения уроков на деятельностной основе:

рис. 1



Основу содержания деятельности составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия (оценка соотношения результата и поставленной цели).

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания.

Цель – заранее запланированный конечный результат. Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.

Для обучающихся развитие навыка целеполагания процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного процесса:

  • традиционный, при котором обучающиеся принимают цель, объявленную учителем;

  • уровень, при котором совместно с обучающимися формулируется одна для всех цель;

  • уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель.

Учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной, возникает внутренняя мотивация ученика на деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

Важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для каждого обучающегося. Для того, чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.

Поставить цель можно с помощью проблемных ситуаций, это один из действенных способов развития интереса. Технология проблемного обучения, на мой взгляд, является приоритетной в процессе изучения в школе предметов, требующих аналитического подхода. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными.

Чтобы ученик сформулировал и поставил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит нехватку своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Приём «Проблема предыдущего урока» также актуален для использования на уроках естественнонаучного цикла. Данный приём можно отнести как к визуальному типу, так и к аудиальному типу целеполагания. Смысл его в том, что в конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Аудиальный приём «Подводящий диалог» способствует развитию навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в различных учебных ситуация, способствует построению логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Наличие положительного мотива оказывает позитивное влияние на отношение детей к предмету и к учебному процессу в целом, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на личность обучающегося. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Приступая к планированию того или другого урока, каждый учитель должен помнить: «Целеполагание – то, с чего начинается грамотная, продуктивная деятельность».