Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование системы внутреннего аудита на российских предприятиях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Передера Владимир Владимирович, Полякова Яна Аркадьевна
Рубрика: Технические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2018»  (март, 2018)
Количество просмотров статьи: 1674
Показать PDF версию Формирование системы внутреннего аудита на российских предприятиях

Передера Владимир Владимирович
магистрант ВолгГТУ,
Волгоград, Россия
E-mail: Rocossovskii@gmail.com

Полякова Яна Аркадьевна
магистрант ВолгГТУ,
Волгоград, Россия

С развитием в России рыночных отношений появилось понятие «аудит». Он проходил несколько уровней развития и каждый их них отвечал установленному уровню экономических отношений, потому что аудит как вид управленческой деятельности осуществляет функции, которые используются экономической средой.

С начало перестройки в России появилась решительная необходимость аудита, а его дальнейшее формирование вызвало принятия нормативных актов, которые будут регулировать деятельность аудиторских фирм. Законы «О соб­ственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельно­сти» которые были приняты в 1991 году помогли появиться в виде самостоятельной предприни­мательской деятельности.

Важнейшими основаниями возникновения спроса на услуги аудиторов яви­лись: отсутствие у бухгалтеров заново организовываемых предприятий соответствующего уровня квалификации; усугубление противоречий стремительно изменяющихся хозяйственных от­ношений с законодательными и нормативными базами экономики; ускоренные изменения в законодательных и нормативных базах хозяйственной деятельности и нехватка нормативных документов, возникшая в итоге сноса имевшейся системы доставления документов до хозяйствующих субъектов; несогласие налоговиков и Министерства финансов РФ от объяснений налогового и хозяйственного законодательства по требованиям предприятий; необходимость начальников в верной информации о хозяйственной деятель­ности, финансовом положении и финансовых итогах своих объединений для актуального принятия верных управленческих решений, и желание «владельцев» предприятий быть заверенными в честности и осведомленности нанятых управляющих и бухгалтеров, отсутствии краж с их стороны.

Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации были приняты в конце 1993 г [1]. Во Временных правилах в качестве аудиторской деятельности имелось в виду определение достоверности бухгалтер­ских отчетов экономических субъектов, сходства произведенных ими фи­нансово-хозяйственных операций нормативным актам, которые действуют в России.

Продолжительное время оставался не закрытым вопрос о том, какие именно экономи­ческие субъекты обязаны подлежать неизбежному ежегодному аудиту. Четкость была внесена соответственным Постановлением Правительства РФ [2], которое установило критерии для обязательности аудита.

Положения, детализирующие и конкретизирующие функции аудитора при инспекции некоторых категорий предприятий, зафиксированы в Законах об акционер­ных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] многократно ссылаются на аудитора:

аудитор имеет право ознакомиться с учредительными документами акционерного общества;

аудитор способен осуществлять оценку имущества, списываемого в оплату акций и иных ценных бумаг общества;

аудитор контролирует соотношение между ценой чистых активов обще­ства и уровнем его уставного капитала;

аудитор дает заключение по итогам годовой проверки деятельности общества;

аудитор имеет право затребовать созыва внеочередного собрания акционеров или заседания совета директоров.

Похожие полномочия и функции аудитора оговорены Федераль­ным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной от­ветственностью» [4].

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [5] аудиторское заключение, которое подтверждает истинность бухгалтерской отчетности компании, если она подлежит непременному аудиту, становиться неотделимой частью бухгалтерской отчетности этой компании.

В 1996–1999 гг. Комиссия по аудиторской деятельности при Президен­те РФ утвердила 34 стандарта аудиторской деятельности (которые изменяются в данное время) и подготовила список терминов и опреде­лений для них [6, 7]. Данными документами приняты детализированные нормы, упорядочивающие порядок проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг, предназначенные методической основой аудита и содействующие тому, чтобы во всех странах принципы и приемы аудита были одними.

Последующий период в формировании аудита в Российской федерации сопряжен с действием закона об аудиторской деятельности [8]. В согласовании с ним концепция нормативного ре­гулирования аудита в России заключается из четырех ступеней.

Но акценты в последующем формировании отечественного аудита смещаются в сторону интеграции государственного экономического контроля и аудита с синхронным возрастанием значимости и смысла внутреннего аудита. Подобные направленности несколько лет назад прослеживались в экономически развитых странах. О данном говорит накопленный опыт.

В развитых странах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, подобно и внешнему. Институт внутренних аудиторов Соединённых Штатов Америки таким образом определя­ет внутренний аудит и его цели: «Внутренний аудит — самостоятельный анализ внутри компании с целью контроля и установления эффективности ее работы. Задача внутреннего аудита — содействие членам компании продуктивно осуществлять собственные прямые обязанности. Внутренний аудит предлагает им для этого сведения анализа, оценки, советы, рекомендации и сведения о контролируемых объектах».

Внутреннему аудиту относится определяющая роль в обеспечении за­конности реализации хозяйственных операций, потому ему уделяют такое особое внимание в организации аудита. Больше пятидесяти лет работает международный центр, который объединяет работу международных инсти­тутов внутренних аудиторов США, Японии, Израиля, Франции, Великобритании, Индии и других стран. Основные задачи центра и международных институтов заключаются в обеспечении норм профессиональной практики внутреннего аудита, разработке и реализации программ постоянного профессионального развития, про­грамм сертификации внутренних аудиторов. На это указывают законода­тельные акты и организация аудита в данных странах. Законы о фирмах, регла­ментирующие хозяйственную деятельность, содержат не только положения об обязательном внутреннем аудите, но и состав его компонентов; требования к их компании.

Потребность ведения внутреннего аудита была понята еще в минувшем столетии таким титаном русской нефтяной промышленности, как Товариществом нефтяного производства братьев Нобель, соединившего добычу, переработку, реализацию нефти, а кроме того многочисленные технические исследования в этой серии. О данном говорят архивные бумаги компании [9].

Нобелевской компании в России получилось крайне далеко продвинуться в исполнении 1-го из основных принципов аудита — о согласованности систем уче­та и внутреннего контроля. Главы «Бранобеля» многократно акцентировали внимание в собственных циркулярных бумагах, что в центр должна попадать только надеж­ная информация, а все финансовые бумаги обязан составляться таким образом, чтобы обладать возможностью подвергаться в будущем всестороннему и быстрому экономическому контролю. Строго исполняла нобелевская фирма и другой значимый компонент внутреннего аудита — формирование такой системы регистрации и об­работки данных, которая представляла бы возможность сформировать правильную и непредвзятую финансовую отчетность.

Безусловно, то что с точки зрения нынешнего аудита основанная нобелев­ской нефтяной компанией система еще отнюдь не приняла собственной завершенности, но непосредственно сам факт ее формирования акцентирует значимость внутреннего аудита в концепции внутреннего контроля компании.

В Российской Федерации в обстоятельствах перехода к рыночной экономике, когда еще не в пол­ной мере отрегулированы вопросы экономических и правовых взаимоотношений хозяйствующих лиц друг с другом, с вышестоящими и государственными органами, нужен поэтапный переход с «карающего» внешнего контроля за экономической работой компаний к внутреннему контролю. Торговые компании все больше нуждаются в проверках, обнаруживающих изъяны хозяйствования до того, как они будут установлены внешними контролирующими органами или аудиторами. Для того чтобы устранить ошибки и недостатки, следует обнаруживать причины, их порождающие.

Еще одним посылом потребности формирования служб внутреннего ау­дита в больших компаниях считается необходимость свидетельства финансовой отчетности этих компаний со стороны международных аудиторских фирм большой семерки согласно интернациональным стандартам бухгалтерского учета, что бы­ло обусловлено выходом больших отечественных фирм и банков на мировой ры­нок капитала и потребностью котировки собственных акций на международных фон­довых биржах.

Обычные методики и процедуры аудита, используемые в международной практике, ровно, как и стандарты бухгалтерского учета, различаются от применяемых в Российской Федерации, по этой причине с целью уменьшения расходов по договорам на предоставление услуг по аудиту и уменьшения риска ошибочных инвестиций собственных средств, появилась потребность подготовки внутренних профессионалов, тщательно владеющих данными вопросами.

Максимальную активность в организации служб внутреннего аудита к на­стоящему времени в Российской Федерации показали компании, принадлежащие к финансовым институтам. Центральный банк России, в рамках своих полномочий по ор­ганизации банковской деятельности в государстве, взял на себя отдельные функции по регламентированию внутреннего аудита в коммерческих банках. Приказом Цен­трального банка России от 31.03.97 № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России» [10] утверждено «Положение об организации внутреннего аудита» [11], приказом от 28.08.97 № 02-372 «О введении в действие Положения «Об организа­ции внутреннего контроля в банках» [12], одной из главных задач которого явля­ется обеспечение результативного функционирования внутреннего аудита коммер­ческих банков, принят порядок аттестации руководителей подразделений внутреннего аудита коммерческих банков.

Таким образом, на сегодняшний день сформировались объективные предпосылки для создания служб внутреннего аудита в российских фирмах. Следующим шагом предлагается принятие особого нормативного акта, регламенти­рующего деятельность внутреннего аудита на законодательном уровне.

Список использованной литературы

  1. Временные правила аудиторской деятельности в РФ (утверждены Указом Пре­зидента РФ 22.12.1993г № 2263, утратили силу в связи с изданием Указа Пре­зидента РФ от 13.12.2001).
  2. 0сновные критерии (система показателей) деятельности экономических субъ­ектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обяза­тельной ежегодной аудиторской проверке. Постановление Правительства РФ от 07.12.94г № 1355. (ред. от 25.04.1995).
  3. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12. 95 г. № 208- ФЗ (ред. от 31.12.2017).
  4. Федеральный закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02. 98 г. № 14-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
  5. Федеральный закон РФ от 21.11. 96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
  6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Постановле­ния Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 и от 4 июля 2003 г. № 405 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2011 N 1095).
  7. Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) ау­диторской деятельности.
  8. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 г. № 119-ФЗ ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 307-ФЗ)
  9. Дьякова И.А. Из опыта внутреннего аудита в фирме Нобелей.//Аудиторские ведомости.-1997.-№ 2.-с.79.
  10. Приказ Центрального банка России от 31.03.97 № 02-140 «О службе главного аудитора Банка России».
  11. Положение об организации внутреннего аудита в Центральном Банке Россий­ской Федерации
  12. Приказ Центрального Банка Российской Федерации от 28 августа 1997 г. N 02-372 «О введении в действие Положения «Об организации внутреннего кон­троля в банках» (ред. от 05.11.2009).