Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Передера Владимир Владимирович
магистрант ВолгГТУ,
Волгоград, Россия
E-mail: Rocossovskii@gmail.com
Полякова Яна Аркадьевна
магистрант ВолгГТУ,
Волгоград, Россия
С развитием в России рыночных отношений появилось понятие «аудит». Он проходил несколько уровней развития и каждый их них отвечал установленному уровню экономических отношений, потому что аудит как вид управленческой деятельности осуществляет функции, которые используются экономической средой.
С начало перестройки в России появилась решительная необходимость аудита, а его дальнейшее формирование вызвало принятия нормативных актов, которые будут регулировать деятельность аудиторских фирм. Законы «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности» которые были приняты в 1991 году помогли появиться в виде самостоятельной предпринимательской деятельности.
Важнейшими основаниями возникновения спроса на услуги аудиторов явились: отсутствие у бухгалтеров заново организовываемых предприятий соответствующего уровня квалификации; усугубление противоречий стремительно изменяющихся хозяйственных отношений с законодательными и нормативными базами экономики; ускоренные изменения в законодательных и нормативных базах хозяйственной деятельности и нехватка нормативных документов, возникшая в итоге сноса имевшейся системы доставления документов до хозяйствующих субъектов; несогласие налоговиков и Министерства финансов РФ от объяснений налогового и хозяйственного законодательства по требованиям предприятий; необходимость начальников в верной информации о хозяйственной деятельности, финансовом положении и финансовых итогах своих объединений для актуального принятия верных управленческих решений, и желание «владельцев» предприятий быть заверенными в честности и осведомленности нанятых управляющих и бухгалтеров, отсутствии краж с их стороны.
Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации были приняты в конце 1993 г [1]. Во Временных правилах в качестве аудиторской деятельности имелось в виду определение достоверности бухгалтерских отчетов экономических субъектов, сходства произведенных ими финансово-хозяйственных операций нормативным актам, которые действуют в России.
Продолжительное время оставался не закрытым вопрос о том, какие именно экономические субъекты обязаны подлежать неизбежному ежегодному аудиту. Четкость была внесена соответственным Постановлением Правительства РФ [2], которое установило критерии для обязательности аудита.
Положения, детализирующие и конкретизирующие функции аудитора при инспекции некоторых категорий предприятий, зафиксированы в Законах об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.
В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. №
аудитор имеет право ознакомиться с учредительными документами акционерного общества;
аудитор способен осуществлять оценку имущества, списываемого в оплату акций и иных ценных бумаг общества;
аудитор контролирует соотношение между ценой чистых активов общества и уровнем его уставного капитала;
аудитор дает заключение по итогам годовой проверки деятельности общества;
аудитор имеет право затребовать созыва внеочередного собрания акционеров или заседания совета директоров.
Похожие полномочия и функции аудитора оговорены Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. №
В
Последующий период в формировании аудита в Российской федерации сопряжен с действием закона об аудиторской деятельности [8]. В согласовании с ним концепция нормативного регулирования аудита в России заключается из четырех ступеней.
Но акценты в последующем формировании отечественного аудита смещаются в сторону интеграции государственного экономического контроля и аудита с синхронным возрастанием значимости и смысла внутреннего аудита. Подобные направленности несколько лет назад прослеживались в экономически развитых странах. О данном говорит накопленный опыт.
В развитых странах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание, подобно и внешнему. Институт внутренних аудиторов Соединённых Штатов Америки таким образом определяет внутренний аудит и его цели: «Внутренний аудит — самостоятельный анализ внутри компании с целью контроля и установления эффективности ее работы. Задача внутреннего аудита — содействие членам компании продуктивно осуществлять собственные прямые обязанности. Внутренний аудит предлагает им для этого сведения анализа, оценки, советы, рекомендации и сведения о контролируемых объектах».
Внутреннему аудиту относится определяющая роль в обеспечении законности реализации хозяйственных операций, потому ему уделяют такое особое внимание в организации аудита. Больше пятидесяти лет работает международный центр, который объединяет работу международных институтов внутренних аудиторов США, Японии, Израиля, Франции, Великобритании, Индии и других стран. Основные задачи центра и международных институтов заключаются в обеспечении норм профессиональной практики внутреннего аудита, разработке и реализации программ постоянного профессионального развития, программ сертификации внутренних аудиторов. На это указывают законодательные акты и организация аудита в данных странах. Законы о фирмах, регламентирующие хозяйственную деятельность, содержат не только положения об обязательном внутреннем аудите, но и состав его компонентов; требования к их компании.
Потребность ведения внутреннего аудита была понята еще в минувшем столетии таким титаном русской нефтяной промышленности, как Товариществом нефтяного производства братьев Нобель, соединившего добычу, переработку, реализацию нефти, а кроме того многочисленные технические исследования в этой серии. О данном говорят архивные бумаги компании [9].
Нобелевской компании в России получилось крайне далеко продвинуться в исполнении
Безусловно, то что с точки зрения нынешнего аудита основанная нобелевской нефтяной компанией система еще отнюдь не приняла собственной завершенности, но непосредственно сам факт ее формирования акцентирует значимость внутреннего аудита в концепции внутреннего контроля компании.
В Российской Федерации в обстоятельствах перехода к рыночной экономике, когда еще не в полной мере отрегулированы вопросы экономических и правовых взаимоотношений хозяйствующих лиц друг с другом, с вышестоящими и государственными органами, нужен поэтапный переход с «карающего» внешнего контроля за экономической работой компаний к внутреннему контролю. Торговые компании все больше нуждаются в проверках, обнаруживающих изъяны хозяйствования до того, как они будут установлены внешними контролирующими органами или аудиторами. Для того чтобы устранить ошибки и недостатки, следует обнаруживать причины, их порождающие.
Еще одним посылом потребности формирования служб внутреннего аудита в больших компаниях считается необходимость свидетельства финансовой отчетности этих компаний со стороны международных аудиторских фирм большой семерки согласно интернациональным стандартам бухгалтерского учета, что было обусловлено выходом больших отечественных фирм и банков на мировой рынок капитала и потребностью котировки собственных акций на международных фондовых биржах.
Обычные методики и процедуры аудита, используемые в международной практике, ровно, как и стандарты бухгалтерского учета, различаются от применяемых в Российской Федерации, по этой причине с целью уменьшения расходов по договорам на предоставление услуг по аудиту и уменьшения риска ошибочных инвестиций собственных средств, появилась потребность подготовки внутренних профессионалов, тщательно владеющих данными вопросами.
Максимальную активность в организации служб внутреннего аудита к настоящему времени в Российской Федерации показали компании, принадлежащие к финансовым институтам. Центральный банк России, в рамках своих полномочий по организации банковской деятельности в государстве, взял на себя отдельные функции по регламентированию внутреннего аудита в коммерческих банках. Приказом Центрального банка России от 31.03.97 №
Таким образом, на сегодняшний день сформировались объективные предпосылки для создания служб внутреннего аудита в российских фирмах. Следующим шагом предлагается принятие особого нормативного акта, регламентирующего деятельность внутреннего аудита на законодательном уровне.
Список использованной литературы