Евразийский
научный
журнал

Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ибрагимова Одина Камолдиновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2019»  (декабрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 333
Показать PDF версию Формирование познавательной и личностной активности у дошкольников

Ибрагимова Одина Камолдиновна
преподаватель кафедры Общая психология
Андижанского государственного университета (Узбекистан)

Известно, что весь период дошкольного детства окрашен удивительной любознательностью ребенка, его творческим, активным отношением к окружающему миру. Это позволяет ему в краткие сроки сделать большие успехи в познавательном и личностном развитии. По обилию вопросов, которые задают дети, этот период получил название «Возраст вопросов».

Мышление человека приставляет собой не только решение уже «готовых» задач, но прежде всего их порождение. С.Л. Рубинштейн писал: «С чувства или осознание непонятности, в результате которого перед ребёнком стоят вопросы, раскрываются противоречия и возникают «проблемы», начинается активная мыслительная деятельность — обдумывания, рассуждения, размышления«.1

Каждый здоровый ребёнок рождается на свет с ориентировочно — исследовательским рефлексом — реакцией на новизну: он поворачивает голову в сторону вспыхнувшего света или нарастающего звука. И каждый ребенок уже на этом этапе своего развития нуждается в разной степени изменения стимула для возникновения реакции на новизну. Это составляет врожденную основу дальнейшего развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше усложняется связь между его первоначальной реакцией на новизну и возникающей на ее основе чувствительностью к проблемам.

В самом деле, яркая погремушка, помещенная перед глазами младенца, вызовет у него исследовательскую активность, которая будет выражаться в попытках дотянуться до нее, ощупать, потрясти, попробовать на вкус. Дошкольник, заметив что-то новое, будет вести себя совсем иначе: он атакует взрослого многочисленными вопросами. Именно так начинается история детской любознательности, которая проходит ряд стадий, имеет свои закономерности. Путь ее развития чрезвычайно зависим от условий общения и обучения ребенка в семье и школе.

В повседневной жизни ребенку часто приходится сталкиваться с проблемными ситуациями: когда он строит дом из кубиков, или хочет достать закатившийся мяч, или поймать бабочку. Уже в этих простых

Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. —М., 1992. -С 193

жизненных ситуациях он должен проявлять исследовательские способности: умение проанализировать условия, выделить необходимые решения.

Для того чтобы изучить исследовательские возможности детей 5-7 лет («пик» любознательности в форме вопросов), мы разработали специальную игру «Почемучка». В Ферганском городском дошкольном учреждении № 14 среди подготовительной группы мы использовали картинки, на которых изображен завершающий этап происходивших ранее событий или же снимки неизвестных ему объектов. Экспериментатор говорил детям: «Давайте поиграем в игру „Почемучка“. Мы вам будем показывать картинки, а вы будете задавать вопросы, спрашивайте всё, что вам интересно узнать о том, что нарисовано на картинке. В игре выигрывает тот, кто больше всех спрашивает». Дети с удовольствием принимали игру, но справлялись не все.

Анализ ситуации у дошкольников характеризовался односторонностью, неумением вычислить разные аспекты исследуемого содержания. Умение исследовать проблемную ситуацию с помощью вопросов позволяет судить о возможностях ребенка в решении таких задач, где не нужно ставить исследовательские вопросы. В ходе наших исследований мы выявили, что дети с высоким уровнем развития исследовательской активности в форме вопросов успешно решают задачи типа «практические головоломки», «пазлы», «ящик с сюрпризом».

Что влияет на детскую познавательную активность?

В исследовании И.А.Залысиной участвовали две группы дошкольников (дети 5-6 лет) воспитанники: 1) дошкольного образовательного учреждения и 2) детского дома. Им показывали фильм, после чего экспериментатор наблюдал общение детей со взрослыми и между собой. Оказалось, что дети второй группы обращались к взрослому главным образом для того, чтобы расспросить о предметах, что-то уточнить, задавали вопросы типа «кто», «что» (132 вопроса из 156 обращений). У детей, воспитывающихся в семье, чаще встречались вопросы, направленные на выяснение смысла, значения явлений, связей между ними, — вопросы «почему».

Причиной полученных различий является дефицит общения со взрослыми у детей, воспитывающихся вне семьи. Этот дефицит общения приводит также и к резкому обеднению между детьми.

Этот и ряд других исследований раскрывают тесную связь между общением ребенка со взрослым и развитием его познавательной активности, личности в целом.

Исследования доказали, что вопросы составляют ровно половину всех обращений матери к ребенку. Сама речь матери имеет структуру диалога в форме «вопрос-ответ». При помощи вопроса с последующим само-ответом мать привлекает внимание ребенка к определенным предметам («Где мишка?») и затем обозначает их («Вот мишка»).

Такая схема исследования ситуации (Что это? — Какой? — Куда? — Когда? — Почему?) ещё не доступна детям первого «возраста вопросов» (от полутора до 2,5-3 лет) но на следующем этапе ребенок начинает успешно ее применять при изучении тех или иных явлений вместе со взрослыми, а еще позднее — в младшем школьном возрасте — самостоятельно.

Таким образом общение взрослого с ребенком имеет опережающий характер; переход с одной ступени развития к другой, более высокой, происходит в условиях такого общения со взрослым, которое носит характер предвосхищения, т.е. вызывает те формы активности, которых у ребенка еще нет.

Подведя итог, можно сказать, что когда мы наблюдали за проявлениями «спонтанной» любознательности у дошкольников, детские вопросы выступают как необходимое звено общения между ребенком и взрослым, ребенком и ребенком. В том же случае, когда ребенок исследует проблемную ситуацию, вопросы выступают у него как необходимое звено самостоятельного мышления, которое у них только начинает формироваться. В этом и заключается парадокс «возраста вопросов».

Использованная литература:

  1. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1992 год.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в 2-х Т. — Т.1. — М., 1989
  3. Туманова Н.Б. «Возраст вопросов». Москва 1990 год.