Евразийский
научный
журнал

Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шаповалова Екатерина Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 531
Показать PDF версию Формирование познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе

Шаповалова Е.А.
студент-магистрант кафедры теории и методики начального
общего и музыкального образования
Брянского государственного университета
имени академика И.Г. Петровского,
Брянск

Shapovalova E.A.
student-master of the Department of theory and methodology
of elementary General music education,
Bryansk state University
named after academician I. G. Petrovsky,
Bryansk
E-mail: schapovalova.katia@yandex.ru

Аннотация: в статье рассматривается понятие познавательного интереса. Предлагаются приемы, способствующие формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения.

Abstract: the article discusses the concept of cognitive interest. Available methods for development of cognitive interest on the lessons of literary reading.

Ключевые слова: познавательный интерес, структура, обучающийся, литературное чтение, приемы, методы.

Keywords: cognitive interest, structure, student, literary reading, techniques, methods.

Формирование познавательного интереса — актуальная проблема развития личности в современном обществе. Это связано с тем, что дидактика и практика обучения теперь всё больше и больше обращаются к личности обучающегося. Многогранность проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников вынуждает снова и снова возвращаться к исследованию разных ее аспектов и нахождению путей её решения. [1, с. 4]

Что же такое познавательный интерес? Это понятие имеет различную трактовку, характеризуя интерес с различных сторон, с учетом психологических и педагогических аспектов.

С точки зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес — это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [1, с.12]. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович рассматривали познавательный интерес, как сильный мотив учения, как важный фактор успешности овладения знаниями. Взаимообусловленность операционной и мотивационной сторон обучения выражается в том, что познавательный интерес вызывает значительные изменения в способах умственной деятельности, обучение же приемам умственной работы является важным источником формирования познавательного интереса. [2, с.32]. Исходя из выше сказанного, познавательный интерес в самом общем определении можно назвать «избирательной деятельностью человека направленной на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».

Рассмотрим сложнейшую структуру познавательного интереса, которую составляют психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), а также объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Интерес формируется и развивается в деятельности. [4, с.63]. Рассматривают последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Стадии выделяются условно, самые характерные их признаки являются общепризнанными.

Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают чешского педагога Яна Амоса Коменского, который создал учебники, в их основе лежит принцип интереса в обучении, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию». Так же особую роль интереса и его значение для успешности обучения признавал К.Д. Ушинский, который говорил: "Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет«[4, с.32]. Сегодня ФГОС второго поколения выдвигает совершенно новые требования, которые содержат основу познавательной деятельности обучающихся и более усовершенствованный подход к изучению материала. Для формирования познавательного интереса используют: внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники, а так же задания, которые ставят обучающихся в активную позицию, развивая воображение и фантазию, способствуя эмоциональной отзывчивости. Детям требуется «читающая» среда — только на этой базе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. [6, с.32] Проанализировав методическую литературу, нам удалось составить таблицу№ 1, в которой мы систематизировали приемы и методы для развития познавательного интереса. [6, 5, 3].

Таблица № 1 «Приемы и методы активизации познавательного интереса на уроках литературного чтения в начальной школе»

Прием Методические рекомендации
Иллюстрирование прочитанного произведения Можно проводить как интегрированный урок с уроком изобразительного искусства, технологии
Лепка героев произведения из пластилина
Составление рисуночного диафильма
Подбор загадок, пословиц, поговорок, крылатое выражение, дополнительного и интересного материала об авторе произведения Используются дополнительная литература: справочники и словари.
Драматизация, инсценировки произведений Можно использовать как внеклассную работу
Придумать счастливую концовку к сказке, сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами Проводить как домашнюю работу
Составление и доработка текстов Использовать такую формулировку задания: «Перед вами текст „Сказка об одуванчике“ Подбирите к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким».
Творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями: добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; заменить рассказчика дальше; придумать, как могли разворачиваться события дальше. Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.
Выставка книг одного из авторов Поход в библиотеку
Вечера ответов и вопросов, викторины. Проводятся как внеурочные мероприятия
Прерывание чтения на самом интересном месте Главное прервать чтение на интересном моменте
Технология симультанного чтения Ученикам на очень короткий срок предлагаются несколько слов, запи­санных на карточках. Их нужно прочитать про себя и запомнить, чтобы потом их узнать. Карточки предъявляются учащимся с 5–6 ­секундными интервалами. Затем читается небольшой отрывок текста, из которого выбираются данные слова. Слушаем текст и, как только услышат слово из тех, что были на карточках, хлопнуть в ладоши и записать это слово в свою тетрадь. После прочтения отрывка карточки предъявляются вновь, читаем слова вслух и орфографически. Затем ищут каждое слово в своей тетради и, если находят, ставят около него +.
Стенд «Замок читателей» В этом замке у каждого из учеников была своя башня. «Строить» ее можно было из «кирпичей», каждый из которых — прочитанная книга. Прочитал книгу — закрасил «кирпич», написал на нем автора и название.
Блок-схемы, позволяющие наглядно произвести композиционный анализ произведения Нап­ример, при работе над рассказом Е. Пермя­ка «Пичугин мост» вниманию учащихся предлагается блок­-схема: blkschm_1.png
Модель-описание blkschm_2.png
Модель-сравнение [3] blkschm_3.png

Таким образом, в своей работе учитель начальных классов может использовать данную таблицу, чтобы применять приемы для развития познавательного интереса.

Список литературы:

  1. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». Под ред. Г.И. Щукиной. // М. Просвещение — 1984.
  2. Абрамова Г.С. Общая психология. Учебное пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2002.
  3. Короткова Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения НШ 2004, № 11.
  4. Коломенских Я.Л. Детская психология / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. — Минск, Университетское, 1988. — 223 с.].
  5. Миронова Е.А. Развитие читательского интереса у младших школьников // Начальная школа. — 2011. — № 8. — С. 74-75.
  6. Музыка Л.А. «Интерес к чтению, как его побудить».// Начальная школа-2007- № 6 с. 72