Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование конфликтологической культуры будущих специалистов как тенденция высшего образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Бадрудин Увайсович
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2091
Показать PDF версию Формирование конфликтологической культуры будущих специалистов как тенденция высшего образования

Ярычев Бадрудин Увайсович, ассистент кафедры теории и истории социальной работы Чеченский государственный университет




В исследовании любой педагогической проблемы важно выяснить, какое место она занимает в научных поисках, решается ли и каким образом в теории и практике образования.

Проблема формирования конфликтологической культуры специалиста в разных уровнях ее проявления, а именно: конфликтологическая компетенция, конфликтологическая готовность, конфликтологическая компетентность, конфликтологические умения – так или иначе получила свое развитие, как в педагогических, так и психологических исследованиях.

При этом профессиональными сферами анализа и изучения конфликтов выступали управленческая, педагогическая, правоохранительная, экономическая деятельность специалистов. Все эти работы свидетельствуют, что интерес к профессиональному конфликту и педагогическим процессам формирования компонентов конфликтологической культуры специалистов носит устойчивый и возрастающий характер. [1,с.227]

Важными для данного исследования выступают положения соответствия конфликтологической подготовки специалистов современным тенденциям в процессе профессиональной подготовки. Принципиально необходимым является выявление как положительных моментов и тенденций, так и причин затруднений и недостатков в работе преподавателей по формированию конфликтологической культуры специалистов в процессе профессиональной подготовки.

Обозначим основные критерии описания тенденций развития образования, и в частности высшего образования:

- наличие конфликтологической заданности в целях образования и целях высшего образования;

- наличие конфликтологической проблематики в исследованиях высшего образования;

- содержание конфликтологических аспектов в профессиональной подготовке специалистов. [2,с.18]

Материалом для анализа выступают работы ученых в области педагогики и психологии профессиональной деятельности и высшего образования. Анализировались как монографические работы, научные статьи в периодических изданиях, в научно-методических журналах, так и тезисы докладов на научных конференциях по проблемам управления развитием личности в системе высшего образования, реформирования образования, послевузовского образования, теории и практике высшего образования, психологического обеспечения общего и педагогического образования.

Исходя из того, что тенденции образования отражают состояние общества, зафиксируем качественную характеристику современной социокультурной ситуации. Так, характеризуя социокультурную ситуацию настоящего времени, Н.У. Ярычев отмечает, что культура XXI века видится как мировой интеграционный процесс, в котором происходит смешение различных этносов и этнических культур. [3,с.169] В результате человек в современной социокультурной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения культурной идентичности других людей. Можно предположить, что взаимодействие общечеловеческой, этнической и массовой культуры станет характерной чертой в XXI веке. Какие тенденции возобладают, будет зависеть от человека, его образованности (просвещенности), воспитанности (нравственности), включенности в то или иное социокультурное пространство, собственного желания сохранить идентичность, обрести смысл жизни. [4,с.94]

Поддерживая взгляд ученого на характеристику современной социокультурной ситуации, подчеркнем, что в нее органично включено и конфликтологическое содержание. Именно рубеж культур требует диалогичности, понимания и уважения другой культуры и людей. Конфликтологическая культура человека функционально определяет способность человека существовать в противоречивой социальной ситуации в острой форме ее развития – конфликтной. Поэтому ее формирование следует рассматривать как социальный заказ. Он направлен на преодоление противоречия между необходимостью формирования человека, способного существовать в социокультурной ситуации взаимодействия межнациональных и межэтнических культур, и отсутствием понятийно-терминологической обозначенности конфликтологической составляющей в характеристике социокультурной ситуации современного общества. [5,с.90]

Проанализируем, насколько присуща конфликтологическая составляющая для тенденций образования.

Обратимся к тенденциям в определении целей и задач образования. Здесь ведущей выступает гуманистическая тенденция. Именно она воплощается в идеале человека ХХI века. Такой человек ориентирован на сотрудничество, он не сможет совершить деструктивных действий и не даст вовлечь себя в разрушительную деятельность. [6,с. 115]

Это означает реализацию в образовательно-воспитательном процессе следующих задач: формирование безопасной личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, не самой себе; воспитание личности, владеющей родным языком и языками народов мира, открытой к диалогу; воспитание гражданина и государственного человека, способного быть организатором и участником сложных общественных, экономических процессов и структур управления, содействовать сохранению целостности российского государства. [7,с. 24]

В этом положении важно отметить, что российский культурно-воспитательный идеал человека XXI века содержит в себе черты сформированной конфликтологической культуры (человек ориентирован на сотрудничество, он не сможет совершить деструктивных действий и не даст вовлечь себя в разрушительную деятельность), и задача образовательного процесса формулируется соответственно (формирование безопасной личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, не самой себе). Однако заметим, что конфликтологическая составляющая «читается между строк» и терминологически никак не сформулирована. [8,с. 1395]

Таким образом, конфликтологическая культура специалиста может рассматриваться как мера и степень сформированности специалиста-интеллигента: она способствует проявлению черт специалиста – интеллигента в трудных и конфликтных ситуациях профессионального взаимодействия. Именно от того, будет иметь специалист высокий уровень конфликтологической культурой или нет, зависит конкретное отражение интеллигентности в профессиональной деятельности. Поэтому мы высказываем предположение, что цель-идеал формирования специалиста в высшей профессиональной школе должна включать и конфликтологический компонент как фиксирующий ситуативность (конфликтную) проявления идеальных характеристик современного специалиста.








Литература:

1. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности исторических воззрений //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 4. - С. 226-231.

2. Ярычев Н.У. Стереотип пожилого человека как элемент влияния на взаимодействие поколений //Нана. 2006. № 7. - С. 18-22.

3.Ярычев Н.У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор // Молодой ученый. 2009. № 3. - С. 168-171.

4. Бидова Б.Б. Специфика формирования ответственного поведения у современных студентов высших учебных заведений //Образование и воспитание. 2016. № 1 (6). - С. 94-96.

5. Ярычев Н.У. Толерантность как духовно-нравственный элемент в системе человеческой культуры //В сборнике: Россия и Восток: проблема толерантности в диалоге цивилизаций IV Международная научная конференция Россия и Восток. 2007. - С. 86-92.

6.Ярычев Н.У. Конфликтологическая культура учителя: сущность, внутренне строение и особенности развития. - Москва, 2010. - 189с.

7.Бидова Б.Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде //Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С. 24-25.

8. Ярычев Н.У., Цамаева А.А. Практико-ориентированная направленность подготовки будущего юриста в вузе //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-6. - С. 1394-1397.