Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование информационно-технологической компетенции через виртуальное образовательное пространство

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 1614
Показать PDF версию Формирование информационно-технологической компетенции через виртуальное образовательное пространство

Магамадов Нурид Сайд-Хасанович
декан факультета информационных технологий
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Идеологической федеральных государственных образовательных стандартов является компетентностный подход. В компетентностной модели выпускника в рамках ФГОС ВО нового поколения обязательно запланированы те качества, которые помогают выпускнику адаптироваться к изменяющимся условиям современного постиндустриального общества. Прогнозная модель выпускника, состоящая из общекультурных и профессиональных компетенций, является первоосновой для разработки вузом основной образовательной программы по данному направлению и уровню подготовки.[1].

Компетентностный подход является результативно-целевым подходом. Стандарты нового поколения, предусматривает обеспечение гарантированного качества подготовки студентов. Для этого разрабатывается структура результатов предметного обучения в виде целевых требований: что и чем студент должен на каждом этапе образовательного процесса знать, уметь и владеть. В соответствии со стандартом бакалавра по направлениям подготовки студента готовят к различным видам профессиональной деятельности в рамках направления подготовки.

В контексте нашего исследования для более ясного понятия «информационно- профессиональной» среды вуза мы рассмотрим образовательное пространство вуза.

Говоря о «пространстве», многие исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. При этом по смыслу в пространство может существовать и независимо от человека.

Проведя анализ и систематизацию представленных в современной литературе публикаций, посвященных исследуемой проблеме, следует выделить наиболее обобщённое определение «образовательного пространства», приведенное Д. Б. Элькониным: «образовательное пространство в широком смысле понимается как совокупность образовательных институтов, образовательных процессов и образовательных сред» [2].

Большинство исследователей выделяют следующие характерные черты образовательного пространства: организованность, структурированность и содержательность. Указанные параметры являются универсальными и присущи образовательному пространству, как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Образовательное пространство вуза состоит из взаимодействующих между собой сред: образовательной, информационной, субъектной, ресурсной, технологической, социальной, рефлексивной, процессуальной и профессиональной и др.

В нашей статье мы не ставим задачу исследовать все образовательное пространство вуза, так как оно многофункционально и имеет взаимосвязь со всеми средами окружающего пространства. Остановимся лишь на исследовании управленческой компетентности бакалавра сферы сервиса в пространстве информационной и профессиональной сред.

Уточним понятие, состав и характеристику «информационной» среды вуза. Под информационной средой в настоящее время понимается комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством .

Под информационной средой понимает педагогическую систему, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков.

На основе анализа определений «информационной среды» в рамках нашего исследования информационная среда вуза должна включать в себя: информационные ресурсы; информационные средства обучения и технологии; средства управления образовательным процессом.

В итоге можно сделать вывод о том, что главное назначение информационной среды — формирование знаний, умений и навыков будущих бакалавров сферы сервиса с помощью информационных технологий, т.е. планирование, организация, мотивация и контроль, а так же умение использовать информационные ресурсы, информационные системы и умение их применить в своей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. — С. 34–42.
  2. Плаксина Ю. Г. Формирование информационно-коммуникационной компетенции студентов вуза при изучении общих математических и естественнонаучных дисциплин: дис. канд. пед. наук. — Челябинск, 2007. — 254 с.