Евразийский
научный
журнал

Формирование гражданской и этнокультурной компетентности на основе традиций русской и армянской культуры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Матин Борис Владимирович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2019»  (сентябрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 354
Показать PDF версию Формирование гражданской и этнокультурной компетентности на основе традиций русской и армянской культуры

Матин Борис Владимирович
кандидат биологических наук,
Владимирский институт развития образования им Л.И. Новиковой,
руководитель регионального координационного центра,
E-mail: mutabor5@mail.ru

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-513-05003 Арм_а

«МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

Наступивший XXI век характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни. Как никогда остро встает проблема формирования гуманистической личности, обладающей знаниями в различных областях. В связи с этим по-другому выстраивается мышление: оно становится более гибким и многоплановым, большую роль начинает играть эмпатия. Основой воспитания ставится культурно развитая и патриотичная личность в эпоху глобализации.

Формирование такой личности в условиях многокультурного общества, где ценностные установки подвергаются постоянным изменениям, подразумевает совершенствование образовательного подхода в области воспитательной парадигмы.

Особое значение в этой связи имеет гражданская и этнокультурная компетентность как основа воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию, сохранению этнической, национальной и культурной идентичности народа. Развитие гражданской и этнокультурной компетенций — одна из актуальных задач современного образования, которая реализуется на уровне национальной политики. Так, в «Законе об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве главной цели выдвигается необходимость сохранения культурной самобытности народа, развитие идеи национальных языков и культур. «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах, одним из которых становится гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1].

Понятия гражданской и этнокультурной компетенций следует рассматривать в комплексе, однако, необходимо дать определение каждому из них и обозначить границы понятия того и другого.

Под термином «гражданская компетентность» подразумевается «характеристика личности, которая определяется готовностью и способностью реализации гражданских прав и обязанностей в обществе на основе знаний о государстве, совокупности сформированных ценностей и выраженной гражданской позиции» [2, c.24].

Е.В. Митина в своей статье о формировании гражданской компетентности в школе говорит, что гражданская компетентность предполагает два блока: мотивационно-деятельностный и личностный. Под мотивационно-ценностной составляющей понимается, что «гражданин обладает такими ценностями, как уважение к правам, вероисповеданию и свободам других людей, компромиссность, патриотизм, чувство долга, уважение к Конституции страны, органам государственной власти, символам государственности и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни, имеет свою твёрдую жизненную позицию» [3]. Личностный — предполагает такие характеристики личности как креативность, рефлексия, толерантность, стремление к сотрудничеству, способность ориентироваться в потоке информации, личная активность, позитивное отношение к выполнению гражданского долга и т.д.

Гражданская компетентность складывается из совокупности следующих компонентов: предметного, правового, коммуникативного, морально-нравственного и культурно-исторического. Предметный аспект предполагает овладение основными знаниями о человеке и мире, а также способность к собственному поиску знаний. Правовой — умение реализовывать права и обязанности гражданина, способность сознательно принимать решения и отвечать за свои поступки. Коммуникативный подразумевает умение выстраивать отношения с обществом. Морально-нравственный — совокупность духовных ценностей, связанных с нормами и этическими понятиями. Культурно-исторический включает в себя знание и положительное восприятие культуры, истории своей страны, уважение традиций.

Последний из данных компонентов — культурно-исторический — предполагает очень широкий предмет изучения, поэтому нуждается в более глубоком понимании. В связи с этим культурно-исторический аспект следует рассматривать особенно и определить как этнокультурную компетентность.

В статье Б.Ш. Алиевой, М.К. Курамагаомедова этнокультурная компетентность понимается как «общая способность к результативному использованию знаний культуры своего народа и других этносов в межнациональном общении при решении задач» [4, с.60].

Т.В. Поштарева дает другое, более подробное определение: «Этнокультурная компетентность — это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию» [5, c.35].

В более узком смысле этнокультурную компетентность можно понимать как способность к самовосприятию, с точки зрения культуры своего народа. Этнокультно компетентная личность осознает себя частью своего народа, но признает индивидуальные различия других людей и умеет вступать в социальные контакты в рамках многопланового мира. В рамках такой компетенции соединяются и географический, и этнический, и религиозный аспект, формируя тем самым аксиологический потенциал для передачи последующим поколениям.

Цель этнокультурной компетентности имеет две направленности: первая заключается в установлении межнациональных отношений и влияний с учетом этнических особенностей, в стремлении к взаимодействию и диалогу. Вторая — подсознательно заложенные культурные установки, которые имеет каждый представитель любой нации, активно реализующиеся на протяжении всей жизни.

Таким образом, этнокультурная компетентность позволяет осознанно относиться к образу жизни других этнических общностей и отмечать их позитивные стороны.

Следует более четко установить границы между понятиями гражданской и этнокультурной компетентности. Гражданская компетентность выступает как форма самоопределения и указывает на необходимость ее формирования и воспитания. Этнокультурная компетентность предполагает самосознание личности, сознание своей принадлежности к определенной этнической группе, к ее культуре. Так, самосознание является одним из основных направлений в процессе воспитания гармоничной личности в отличие от самоопределения, которое требует жизненного опыта. Но при этом следует отметить, что формирование гражданской и этнокультурной компетентности представляет единый процесс.

Отметим, что формирование гражданской компетентности в большей степени идет за счет систематического изучения школьных предметов. Овладение особенно продуктивно происходит на уроках гуманитарного цикла: русский язык, литература, обществознание, история. Это связано прежде всего с тем, что в рамках этих уроков есть возможность предоставления старшекласснику в качестве учебного материала тексты, подразумевающие критический анализ, который побуждает его к нравственному выбору. Включаясь в решение проблемного вопроса, появляется практическая возможность применить собственные знания о мире для решения задач определенной тематики.

Формирование этнокультурной компетенции идет с позиции системного подхода во внеурочной деятельности: приобщение к национальной культуре способствует становления личности, формирует его гражданскую позицию, которая лежит за пределами его социального и индивидуального существования. Культура страны, ее традиции во многом определяют смысловое восприятие, мировоззрение, принципы и духовные ориентиры.

Следует отметить, что, несмотря на все различия, гражданская и этнокультурная компетентности понятия взаимодополняющие, поэтому провести четкую границу между ними невозможно: сами определения появились сравнительно недавно и в рамках множества подходов предполагают в некоторой степени разные понимания.

В рамках русской и армянской культуры можно говорить о необходимости формирования гражданской и этнокультурной компетентности посредством традиций. Исследования народных традиций России и Армении выявили ряд схожих черт, влияющих на воспитание определенных качеств личности. Совместный анализ российских и армянских исследователей в рамках уже достаточно продолжительного сотрудничества сегодняшнего состояния проблемы позволили определить ряд общих противоречий между объективной потребностью общества в личности компетентного гражданина, способного к оптимальной реализации комплекса гражданских прав, обязанностей и недостаточной направленностью современных систем образования на формирование гражданской компетентности обучающегося.

Главным объединяющим началом можно считать многовековую христианская традицию, которая внесла в культуру обеих стран очень важный вклад, поскольку именно в России и Армении религия стала носить характер государственной. Религиозные праздники предполагают формирование этнокультурной компетенции, поскольку именно они напрямую связаны с набором ценностей, передающихся от предыдущих поколений.

Вместе с религией появляется письменность, начинает свое развитие литература и историография. Библейские учения оказались близки менталитету, национальным обычаям и семейным устоям русских и армян, поэтому христианство очень гармонично вписалось в уже сложившиеся различные языческие культуры. Синтез христианской и языческой культур очень четко отражается на традициях народа, поэтому это необходимо учитывать при понимании этнокультурной составляющей.

Велика роль церкви в истории русских и армян. В периоды потери государственности церковь становилась источником управления страной, тем самым сохраняла единство народа. Именно церковь часто двигала людей на освободительные войны, служила фактором для налаживания важных дипломатических отношений. При церкви открывались школы и университеты. Христианство воспитывало в населении национальное самосознание и патриотический дух, который остается актуальным и до настоящего времени в контексте формирования гражданской компетентности.

Христианские праздники определяются набор ценностных установок, среди которых уважение к семье, память своих предков, а также уважение к истории своей страны. «Эти и другие праздники, несмотря на существенные изменения, произошедшие за их многовековую историю, погружает человека в культурные традиции, возникшие задолго до принятия христианской веры». Знакомят с историей страны, которая не будет забыта до тех пор, пока существуют христианские праздники [6].

Отменим некоторые ключевые праздники русской и армянской культуры, связанные между собой и способные влиять на формирование гражданской и этнокультурной компетенции.

Один из праздников, легших в основу каждого из народов праздника масленицы (армянский праздник — Бун Барекендан). Армянская и русская масленица по своей сути очень напоминают друг друга, поскольку ознаменует начало поста и приход весны. Это сходство говорит о сходстве двух разных культур. Думается, что процесс наслоения культуры христианской на культуру языческую происходило примерно одинаково: сохранялись старые обряды, которые приобретали новое христианское значение. В каждой их культур этот праздник приобрел ритуальное блюдо: в Армении это плов с изюмом и маслом, в России — блины. В этот день разрешена только молочная пища, мясо в последний день перед великим постом есть запрещено. Согласно армянской традиции, Масленица является воспоминанием человеческого счастья, которым наслаждались в свое время первые люди в раю, в России масленица день всепрощения и единения людей, напоминание людям о всепрощении Бога.

Масленица в обеих культурах становится символом добродетелей. В этот день люди выходят из траура, находят утешение в страданиях, чтобы с чистой душой подойти к сорокадневному посту.

Такое понимание праздников воссоздает в сознании историко-географический образ страны, возрождая особенности быта и мироощущение язычника. Этот праздник говорит о том, что вера предков не могла не отразиться на сознании представителя культуры, поэтому это находит отражение в вере не только в единого Бога, но и в почитании сил природы. Вместе с тем, эти и другие христианские праздники, безусловно, несут и религиозный подтекст — они призывают к самосовершенствованию, к добродетели и единению людей.

Необходимо выделить ряд традиций, влияющих на формирование этнокультурной компетентности. Особый ряд составляют праздники, подчеркивающие особенности жизни той или иной страны. Это праздники не являются официальными, точно время и истоки определить сложно, но и именно они подчеркивают культурную идентичность и уникальность народа. В Армении такими праздниками являются праздник урожая, всенародный праздник вина и праздник хороваца. В России — День семьи, любви и верности, Праздник Ивана Купалы и другие.

Особое значение имеют государственные праздники такие, как День государственного флага, День суверенитета, День Конституции, которые традиционно празднуются как России, так и в Армении. В рамках школьного образования они имеют особое значение, так как одним из важнейших аспектов образования, согласно федеральному образовательному стандарту школьного обучения, является формирование личностной компетенции.

Сейчас государственные праздники принимают патриотическую направленность и становятся символом национального единения, общей ответственности за будущее всей страны.

Празднование государственных праздников и привлечение внимания к ним нацелено на формирование образа социально-политического устройства страны школьников. Участие в них дает возможность обратиться к истории своей страны. Таким образом, празднование Дня первой республики, Дня государственного флаг и Дня конституции создает историко-географический образ, включая понимание территориальных границ своей страны. Большое внимание в этот день уделяется государственной символике: флагу, гербу, гимну.

В рамках армянской культуры, как и в культурах других народов, можно говорить о необходимости формирования гражданской компетентности посредством государственного языка.

Говоря гражданской и этнокультурной компетентности, следует упомянуть, что они подразумевают определенный набор ценностных ориентиров, которые становятся отражением менталитета, особенностей климата и некоторых наиболее значимых исторических событий (например, День народного единства). Важным моментом в рамках данного вопроса, который нельзя не учитывать, становится индивидуальная составляющая каждого представителя народа с его личными моральными установками, личными убеждениями.

Таким образом, в основе этнокультурной и гражданской компетентности лежит создание сознательно сформированных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, формулирование собственных моральных принципов и убеждений, понимание долга, ответственности.

Список использованной литературы:

  1. Закон об образовании. — Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Масленникова В.Ш. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента : метод. пособие. — Казань: ИСПО РАО, 2006. — 124 с.
  3. Формирование гражданской идентичности личности в рамках образовательного процесса в современной школе. — Электронный ресурс: Режим доступа: https://sites.google.com/site/grazdanskidentic/soderzanie-modula/6-formirovanie-grazdanskoj-kompetentnosti-v-ramkah-grazdanskogo-obrazovania-skolnikov (дата обращения 13.09. 2018).
  4. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / Отв. ред. С. Л. Михеева. — Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — 590 с.
  5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности //Педагогика. — 2005. — № 3. — С. 35–42.
  6. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/793/ (дата обращения: 15.09.2019).