Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование фонетической компетенции в условиях социокультурного и коммуникативно-когнитивного подходов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Насон Наталья Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2020»  (октябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 1119
Показать PDF версию Формирование фонетической компетенции в условиях социокультурного и коммуникативно-когнитивного подходов

Насон Наталья Васильевна
старший преподаватель кафедры ТиПАЯ
Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины
г. Гомель, Беларусь
E-mail: forlang@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются особенности формирования фонетической компетенции. Определяется специфика социокультурного и коммуникативно-когнитивного подходов, а также понятия компетенции и компетентности.

Изучению иностранных языков всегда придавалось большое значение, хотя на разных этапах формирования в обществе образовательных ценностей и потребностей цели и задачи, а значит, и формы, методы, приемы обучения языкам содержали определенные различия. Сегодня знание иностранного языка, одного или, желательно, уже нескольких, является жизненно необходимым [1, с. 285].

В современной отечественной педагогике известно довольно большое число различных подходов, лежащих в основе образовательного процесса, направленного на обучение иностранным языкам. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся, так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно [2, с. 68].

В 70-х гг. ХХ в. появилось новое направление в лингвистических и психолингвистических исследованиях — когнитивное. В центре внимания когнитологии — человеческий менталитет и процессы, явления, состояния, которые с ним связаны. Результатом синтеза коммуникативного и когнитивного подходов стало появление в методике преподавания иностранного языка коммуникативно-когнитивного подхода [3, с. 262]

Важными категориями современного образования, используемыми в рамках коммуникативно-когнитивного подхода, являются понятия «компетенция и «компетентность», которые раскрываются в работах таких исследователей, как А.А. Вербицкий, Э.Ф Зеер, И.Я. Зимняя, Р.П. Мильруд, Дж. Равен, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков и др. [4]

Компетентность — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум [5].

Понятие компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [6, с. 111]

При обучении иностранным языкам на первый план выходит иноязычная коммуникативная компетенция, важной составляющей которой является фонетическая [5].

Под иноязычной фонетической компетенцией мы, вслед за Е. М. Вишневской, понимаем систему, в основу которой входят такие компоненты, как знания о нормативном составе произносимых элементов (фонем и интонем) иностранного языка, слухо-произносительные и ритмико-интонационные навыки автоматизации их отбора и комбинирования, фонетические умения [7, с. 38].

Для формирования фонетической компетенции немаловажное значение имеет формирование у учащегося знаний, умений и навыков, позволяющих ему организовывать, успешно осуществлять и контролировать самостоятельное изучение языка как в период обучения в учебном заведении, так и по его завершении.

На современном этапе обучение иностранным языкам подразумевает обучение изучению иностранного языка. Иными словами, обучать — значит формировать потребность в постоянном самообразовании. Повсеместная информатизация позволяет если не упростить, то, по крайней мере, существенно облегчить процесс овладения иностранным языком в целом и произносительными навыками в частности. Последнее, т.е. владение звуковым строем языка, правильным произношением и культурой речи, является непременным условием эффективной иноязычной коммуникации.

Если произношению не уделять должного внимания в начале обучения, то потом исправить ошибки и улучшить сформированные навыки будет сложнее. Именно начальный этап является самым сложным и ответственным. Здесь происходит формирование не только слухо-произносительной базы, но и всех остальных тесно связанных с ней навыков и умений.

Естественной задачей последующих этапов изучения иностранного языка становится поддержание приобретенных навыков, воспрепятствование их деавтоматизации, которая выражается во все более сильном проявлении интерференции.

В рамках профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка обучение произношению осуществляется на занятиях по практической фонетике. Изучение теоретического материала сопровождается его отработкой на практике с целью формирования фонематического слуха, позволяющего четко и правильно слышать звуки в речи и во время обучения, что является весьма важным фактором при работе с иностранным языком, и выработки четкой артикуляции, без которой невозможно правильно произносить звуки.

Однако непрерывно возрастающий поток языковой информации, пополнение лексического запаса, овладение сложными грамматическими конструкциями приводит к тому, что постепенно учащиеся переключают свое внимание на содержательную сторону речи, забывая о ее фонетической стороне и все чаще прибегая к аппроксимации. Как следствие — ранее сформированные навыки постепенно утрачиваются в силу своей «невостребованности», что в конечном итоге отрицательно сказывается на квалификации будущих специалистов.

Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что процесс поддержания и совершенствования слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков учащихся должен иметь непрерывный характер, не ограничиваясь занятиями по практической фонетике.

В подобной ситуации очевидно, что универсальной и продуктивной формой подготовки учащихся к автономному совершенствованию произносительных навыков является организация в рамках учебного курса управляемой самостоятельной работы, результатом которой является самообразование. Помогая изучающему иностранный язык организовывать процесс самостоятельной учебной работы, педагог способствует повышению его методической компетенции, для чего ориентирует его в многообразии средств и возможностей. Совершенствовать фонетические навыки помогут любимые песни, аудиокниги, фильмы, мультфильмы и т.п. Помимо традиционных приемов работы немаловажную роль на этапе дальнейшего совершенствования произносительных навыков играют современные информационные технологии, которые позволяют реализовать на практике различные методические приемы и индивидуализировать процесс обучения. Кроме того, существующие всевозможные компьютерные программы, мультимедийные учебники, энциклопедии позволяют организовать и интенсифицировать самостоятельную работу учащихся [1, с. 288].

Такой подход не только откроет доступ к новым лексическим ресурсам, но и обеспечит позитивный эмоциональный эффект при дальнейшей работе над произношением. Таким образом, навыки самостоятельной работы изучающих иностранный язык являются неотъемлемой частью не только фонетической, но и профессиональной компетенции будущих специалистов.

Список использованной литературы

  1. Насон, Н. В. Роль самостоятельной работы при овладении фонетическими навыками / Н. В. Насон, О. А. Дегтярёва // «Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: подготовка кадров в условиях инновационного развития Республики Беларусь», 14-16 марта 2012 г. — Гомель, 2012. — Часть 3. — С. 285–288.
  2. Коняхина, И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) / И. В. Коняхина // Вестник ТГПУ. — 2012. — № 11(126). — С. 68–71. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-vysshem-professionalnom-obrazovanii-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 12.10.2020).
  3. Григоренко, С. Е. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку / С. Е. Григоренко, И. В. Сагалаева // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 8. — С. 261–265. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-i-kriterii-kommunikativno-kognitivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 08.09.2020).
  4. Строганова, Г. В. Развитие коммуникативной компетенции в рамках компетентностного подхода / Г. В. Строганова, Э. П. Комарова // Вестник ВГТУ. — 2014. — № 5-2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-v-ramkah-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 10.09.2020).
  5. Коптева, С. И. Компетентностный подход в системе воспитательной работы вуза / С. И. Коптева. — URL: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/40866/1/Компетентностный%20подход.pdf (дата обращения: 02.10.2020).
  6. Михеева, Т. Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании / Т. Б. Михеева // Ученые записки ЗабГГПУ. — С. 110–114. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsiya-i-kompetentnost-k-voprosu-ispolzovaniya-ponyatiy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения: 10.09.2020).
  7. Вишневская, Е. М. Структура и содержание англоязычнео фонетической компетенции студентов / Е. М. Вишневская // Вестник ТГУ. — 2013. — выпуск 2 (118). — С. 37–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-angloyazychnoy-foneticheskoy-kompetentsii-studentov/ (дата обращения: 08.10.2020).
  8. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2006. — 239 с.