Евразийский
научный
журнал

Формирование фонетических навыков при обучении английскому языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соклакова Татьяна Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 107
Показать PDF версию Формирование фонетических навыков при обучении английскому языку

Соклакова Татьяна Владимировна
преподаватель, ГГУ имени Франциска Скорины,
Республика Беларусь

Аннотация: Обучение фонетике при изучении английского языка является одной из самых важных составляющих в методике обучения английскому языку. Проявление коммуникативной функции языка невозможно без правильно поставленного произношения.

Произношение без преувеличения является одним из самых сложных и важных моментов в изучении английского языка. Хотя часто учителя отдают приоритет пополнению лексического запаса и изучению грамматического устройства языка. А вот фонетическая составляющая остается не у дел.

Вся сложность произношения в английском языке заключается в нескольких аспектах. Одним из самых очевидных является несоответствие произношения слова его написанию. Английское слово часто имеет одинаковое произнесение, однако, разное написание и смысл. И последнее, хоть и существует определенный свод правил произношения, но исключений к нему гораздо больше. Потому возникает необходимость постоянной консультации со словарем, где ко всем словам предоставлена транскрипция.

По мнению группы авторов «Настольной книги преподавателя иностранного языка» «формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции (артикуляции родного языка) на основе установления сходства и различий с произнесением в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе, как говорения, так и чтения» [2, с.7].

К некоторым частым ошибкам в произношении, которые допускаются в процессе обучения фонетике английского языка, следует отнести следующие:

1) Ненапряженное или слабое произношение, что характерно для русского языка. В английском языке произношение энергично. Для этого важно развитие мышечной напряженности речевого аппарата.

2) Замена альвеолярных смычных согласных дентальными. В такой ситуации очень важна своевременная коррекция ошибок учителем. При этом в обязательном порядке следует обратить внимание на случаи, когда альвеолярные звуки превращаются в дентальные под воздействием межзубных.

3) Произнесение глухих смычных [p],[t],[k] без аспирации.

4) Оглушение звонких смычных взрывных [b, d, g] в конечной позиции в слове под влиянием родного языка. Данное оглушение на практике имеет место не из-за недостаточной остроты слуха обучающихся, а ввиду интерференции родного языка.

5) Английский звук [v] учащимся воспринимается как щелевой сонант [w], что приводит к ошибочному использованию фонем [1, с.123—124].

На практике обучение фонетике состоит из двух этапов. На первом навыки произношения формируются, а на втором они развиваются и совершенствуются. Следовательно, и все упражнения можно также разделить по двум большим группам, которые тесно связаны между собой. На начальном этапе обучения используются упражнения для формирования слухопроизносительных навыков. И здесь в них выделяют два типа:

а) упражнения на активное слушание и распознавание звуков, где основная задача — развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интонаций;

б) упражнения направленные на активное воспроизведение (имитацию) звуков, слогов, словосочетаний, предложений вслед за образцом — учителем или диктором. Они могут носить игровой характер, упражнения можно делать хором и индивидуально [2, с.8—12].

Положительный результат при обучении приносит использование такой формы как произнесение сложных с фонетической точки зрения лексических единиц по слогам, начиная с последнего. Обычно при этом слово, произнесенное с конца, психологически перестает казаться сложным. Как показывает практика, обычно произносительный навык не может сохраниться без изменений, поэтому важно не только поддерживать уже сформированные навыки, но и продолжать их совершенствовать в дальнейшем на всех этапах обучения [3, с.86—92].

Для формирования собственно произносительных навыков на практике направлены упражнения в воспроизведении. В этих целях материалом могут служить звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения, высказывания. Задания можно выполнять с наглядностью или же без нее.

Важнейшим аспектом является контроль над выполнением заданий и упражнений. Только когда все упражнения выполняются и систематически контролируются, работу над слухопроизносительными навыками можно полагать результативной.

Литература

  1. Браун, Дж. Восприятие английской речи на слух / Дж. Браун // М., 1984. — 212 с.
  2. Маслыко, Е. А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ.пособие/Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф. Будько // Мн.: Выш.шк., 2004. — 522 с.
  3. Величкова, Л. В. Контрастивно-фонологический анализ и обучение иноязычному произношению / Л.В. Величкова // Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. — 198 с.