Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Европейский опыт финансового оздоровления кредитных организаций

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Пастухов Юрий Владимирович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1821
Показать PDF версию Европейский опыт финансового оздоровления кредитных организаций

Пастухов Ю.В.
Аспирант,
Финансовый университет при Правительстве РФ,
г. Москва
E-mail: yura.pastukhov@gmail.com

Аннотация: в данной статье рассматривается финансовое оздоровление кредитной организации, а именно европейский опыт поиска путей преодоления финансовых трудностей.

Ключевые слова: кредитная организация, финансовое оздоровление, банк, банкротство, европейский опыт.

Annotation: European practice of bank recovery is considered in this article: ways to overcome difficulties that can lead to bankruptcy in the future.

Keywords: credit organization, bank recovery, bank, bankruptcy, European practice.

Финансовое оздоровление является ведущей мерой в предупреждении банкротства кредитной организации. Это комплекс форм методов и моделей приведения финансовых обязательств в состояние, которое позволяет своевременно и в полном объеме исполнять денежные платежи и обстоятельства, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов, исключающий проявление признаков неплатежеспособности и их дисбаланс.

Как заявил заместитель председателя Банка России Василий Поздышев, в России не исключены новые санации в банковском секторе. За последние 10 лет этой процедуре подверглись 35 российских банков. По словам чиновника в эфире телеканала «Россия 24», ни один банк не застрахован от серьезного оттока средств.

В России для оздоровления применяются четыре основных способа. Это выдача Банком России долгосрочного бесплатного кредита, санация с помощью Фонда консолидации банковского сектора, докапитализация кредитной организации за счет средств акционеров и схема bail-in (перевод в принудительном порядке необеспеченных требований кредиторов — юридических лиц в уставный капитал банка).

Как видно из перечисленных методов финансового оздоровления, в России данную процедуру обычно рассматривают как перечень мероприятий, проводимых третьими лицами по отношению к банку, уже терпящему финансовое бедствие. В Европейском Союзе подход отличается. Там меры по финансовому оздоровлению рассматриваются, прежде всего, как превентивные действия, проводимые самим банком.

Директива о санации проблемных банков (Bank Recovery and Resolution Directive — BRRD; Директива 2014/59 / ЕС от 15 мая 2014 года) устанавливает общую концепцию мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных учреждений и инвестиционных компаний, находящихся под угрозой банкротства.

С введением в действие в январе 2015 года Директивы о санации проблемных банков планирование финансового оздоровления стало ключевым аспектом в управлении рисками европейскими банками, а проверка данных планов теперь включена в стандартные мероприятия надзорной деятельности.

В соответствии со статьей 18 (1) (b) делегированного акта (ЕС) 1075/2016, план финансового оздоровления является полным, если он содержит достаточное количество правдоподобных и жизнеспособных вариантов действий, которые в совокупности свидетельствуют, что банк или банковская группа будут в состоянии быстро и эффективно противостоять различным сценариям финансового бедствия. Банк должен давать тщательную оценку потенциального успеха реализации того или иного варианта действий по финансовому оздоровлению, а также производить количественную и качественную оценку его воздействия. Подробный анализ должен помочь в достижении всеобъемлющей оценки правдоподобности этого варианта, то есть помочь понять, действительно ли такая мера будет применяться в периоды серьезных финансовых трудностей и может ли она быть осуществлена в той степени, в которой она достигла бы своих целей без каких-либо значительных негативных последствий для финансовой системы.

Варианты мер по финансовому оздоровлению.

Привлечение капитала — один из вариантов мер по финансовому оздоровлению, который наиболее часто включается в соответствующий план. Планы финансового оздоровления включают различные виды привлечения капитала, такие как: выпуск новых акций для продажи уже имеющимся акционерам, первичные публичные предложения акций дочерних компаний, выпуск инструментов дополнительного капитала 1 уровня (Additional Tier 1 — AT1) и капитала 2 уровня (Tier 2 — T2).

Одним из основных допущений при описании вариантов привлечения капитала путем выпуска новых акций для продажи уже имеющимся акционерам является скидка на цену акций, применяемая в стрессовых ситуациях. Скидки предполагаются относительно теоретической рыночной цены акции после эмиссии новых прав. Обычно план финансового оздоровления включает подробное объяснение расчета скидки, которое может основываться на прошлом опыте, в том числе, полученном в ходе последнего финансового кризиса, а также на опыте других банков.

Другой часто встречающийся план финансового оздоровления — продажа активов / кредитных портфелей. Корректно составленный план должен включать комплексную оценку таких важных элементов, как профиль риска активов / кредитных портфелей, их ликвидность на рынке и цену продажи, остаточную стоимость продаваемых активов / кредитных портфелей.

Также широко распространен план финансового оздоровления путем ликвидации бизнес-направлений и/или дочерних предприятий. Полноценный план включает метод оценки, стоимость продаваемых объектов, оценку операционной и финансовой взаимозависимости от продаваемого бизнес-направления и / или дочерней компании, перечень потенциальных покупателей и анализ подобных продаж другими участниками рынка.

В соответствии со статьей 11 (1) делегированного акта (ЕС) 1075/2016: «каждый план финансового оздоровления должен содержать оценку его осуществимости, которая, в свою очередь, должна включать по крайней мере:

(a) оценку рисков, связанных с выбранным вариантом финансового оздоровления;

(b) подробный анализ и описание препятствий эффективному и своевременному осуществлению плана;

c) если применимо, анализ потенциальных препятствий для эффективного осуществления плана финансового оздоровления, которые возникают вследствие особенностей структуры банковской группы, включая наличие существенных практических или правовых препятствий оперативному перечислению собственных средств внутри группы».

В пункте 2 этой же статьи уточняется, что «под препятствием подразумевается любой фактор, который может негативно повлиять на своевременное выполнение плана финансового оздоровления, включая юридические, операционные, деловые, финансовые и репутационные риски, например, риск понижения кредитного рейтинга».

В таблице 1 приводятся возможные меры по противодействию рискам / препятствиям, возникающим в процессе финансового оздоровления. Данные собраны на основе подготовленных европейскими банками планов. Основная цель этой таблицы в предоставлении общего перечня возможных действий по смягчению рисков и указании планов финансового оздоровления, для которых они могут быть актуальны.

Таблица 1. Возможные меры по противодействию рискам / препятствиям, возникающим в процессе финансового оздоровления.

Риски и препятствия План финансового оздоровления Действия по смягчению рисков
1. Правовые / нормативные
1.1. Получение разрешений регулирующих органов во всех необходимых юрисдикциях по вопросам, связанным с контролем за слияниями, листингом. Продажа дочерних компаний; Привлечение капитала; Регулярное и частое взаимодействие с регулирующими органами / органами соответствующей юрисдикции. Подготовка списка потенциальных покупателей, принимая во внимание ограничения, налагаемые законами о конкуренции.
1.2. Получение разрешения акционеров и / или внутренних органов банка (например, совета директоров) на групповом/местном уровнях. Ограничения на увеличение капитала, следующие из Устава банка. Продажа дочерних компаний; Привлечение капитала; Продажа активов; Снижение купона по инструментам капитала уровня AT1; Привлечение дополнительных депозитов. Регулярный обзор и пересмотр доступного уровня уставного капитала (включая получение разрешения на приостановление права подписки на акции). Получение разрешения от совета директоров на выпуск обыкновенных акций с преимущественным правом подписки без необходимости созыва собрания акционеров. Подготовка заявки на утверждение советом директоров. Поддержание активных связей с инвесторами.
1.3. Проверка андеррайтерами полноты и обоснованности информации, предоставленной эмитентом в связи размещением нового выпуска ценных бумаг. Привлечение капитала; Секьюритизация. Согласование сроков привлечения капитала с датой выпуска финансовой отчетности банка для содействия проверке андеррайтерами финансовой информации.
1.4. Договорные препятствия: (i) в оказании услуг (например, нарушение условий соглашения с поставщиками, штрафы за досрочное расторжение договоров); (ii) в владение брендом / в лицензии на банковскую деятельность; (iii) в переводе/продаже кредитов в связи с положениями в договорах (например, положения о защите личных данных заемщиков — физических лиц); (v) в преимущественном праве покупки акций; (vi) в защитных оговорках в соглашениях о совместном предприятии (например, опцион партнеров на покупку или продажу акций в случае изменения доли контроля); (vii) в обязательном предложении о выкупе акций (покупатель контрольного пакета акций должен предложить миноритариям продать оставшиеся акции по крайней мере на эквивалентных условиях). Продажа дочерних компаний; Привлечение капитала; Продажа кредитных портфелей; Сокращения издержек. Пересмотр (создание дополнительных договоренностей) существующих договоров, например: (i) договоров аутсорсинга ; (ii) внутригрупповых договоров об оказании услуг; (iii) договоров об оказании услуг с третьими сторонами. Устранение препятствий в переводе/продаже кредитов, в том числе полный внутренний анализ выданных кредитов с целью определения или переоценки кредитного риска каждого кредитного соглашения. Где это возможно, избежание заключения долгосрочных договоров без возможности их досрочного окончания. Пересмотр договоров с акционерами.
1.5. Препятствия, связанные с трудовым правом (например, негибкие трудовые договоры с высокими выходными пособиями в случае их расторжения, необходимость обсуждений с профсоюзами). Штрафные санкции и юридические иски, следующие за расторжением трудовых договоров. Продажа дочерних компаний; Сокращения издержек. Пересмотр трудовых договоров (например, касательно сроков уведомления об увольнении, выходных пособий). Упреждающее создание достаточного фонда для выходных пособий. Поддержание конструктивных отношений с органами, представляющих интересы трудящихся. Создание каталога мер, предварительно согласованных с представителями интересов трудящихся. Поддержание отношений с трудовыми агентствами для содействия в получении новых рабочих мест уволенными сотрудниками.
1.6. Потенциальные иски от инвесторов о востребовании выплат по инструментам капитала уровня AT1. Снижение купона по инструментам капитала уровня AT1 Строгое следование нормативной базе и сбор доказательной базы на основе аналогичных прецедентов.
1.7. Закрытые периоды — не предоставление новой (публичной) информации частным инвесторам (в связи с необходимостью соблюдения регуляторных актов). В период финансового оздоровления возможно большое количество запросов информации. Выпуск ипотечных облигаций Несмотря на то, что в закрытом периоде нельзя осуществлять публичный выпуск долговых инструментов, есть возможность осуществить небольшой частный выпуск долговых инструментов в оговоренной сумме.
2. Операционные риски
2.1. Препятствия, связанные со структурой банковской группы (например, общая ИТ-инфраструктура, обеспечивающая банки группы.) Продажа дочерних компаний. Обзор и документирование IT систем и систем отчетности, которые функционируют в банках внутри группы. Выполнение структурного анализа для решения проблем, связанных с общей инфраструктурой. Создание отдельного подразделения, предоставляющего услуги всей группе. Использование переходных соглашений об обслуживании, чтобы обеспечить продолжение предоставления обслуживания приобретателю дочерней компании, пока она не завершит миграцию.
2.2. Проблемы с доступностью данных и их качеством, которые могут вызвать серьезные задержки в выполнении плана финансового оздоровления. Выполнение надзорных требований к раскрытию информации о кредитах, использованных для обеспечения выпуска новых ценных бумаг. Продажа дочерних компаний; Продажа активов; Выпуск обеспеченных ценных бумаг. Обзор и улучшение построения процесса извлечения данных и ведения отчетности (например, совершенствование ИТ-инфраструктуры, проектирование новых инструментов для извлечения данных). Подготовка информационной базы с данными, необходимыми для финансовых проверок. Обеспечение представления данных в формате, который бы точно описывал ключевую информацию о портфеле активов. Обеспечение соблюдения надзорных требований к раскрытию данных о кредитном портфеле.
2.3. Неэффективное принятие решений и выполнение плана финансового оздоровления, ведущее к неадекватному реагированию на кризис. Меры по наращиванию ликвидности Организация репетиций (стресс-тестов) для тестирования выполнений внутренних процедур.
2.4. Временные дополнительные рабочие нагрузки для сотрудников, ответственных за выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению (например, эксперты по ликвидности из финансового отдела банка). Высокий уровень рабочей нагрузки для сотрудников, оставшихся после сокращения издержек. Меры по наращиванию ликвидности; Сокращения издержек. Обучение необходимым функциям сотрудников из других отделов, чтобы они были готовы временно сменить сферу деятельности и по мере необходимости смягчить увеличение нагрузки для сотрудников, ответственных за выполнение мероприятий по финансовому оздоровлению.
2.5. Потенциальная неспособность привлекать и удерживать квалифицированный персонал в случае попытки финансового оздоровления путем сокращения издержек. Негативное восприятие сокращения заработной платы, сокращений персонала, разрыва контрактов с поставщиками, которое может привести к потере ключевого персонала. Сокращения издержек; Продажа дочерних компаний; Сокращение масштабов деятельности. Введение стимулов для ключевых сотрудников. Внедрение внутренней мобильности сотрудников. Управление внутрибанковскими контактами с персоналом. Формирование культуры справедливости в обращении с сотрудниками (например, применение политики увольнения, при которой первыми увольняются работники с наименьшим стажем работы в данном банке). Сокращение расходов по статьям, носящим необязательный характер, таким как реклама, спонсорство, консультационные услуги и расходы на аутсорсинг.
3. Бизнес-риски/финансовые риски
3.1. Отсутствие заинтересованных покупателей / инвесторов с возможностью приобретения дочерней компании или активов, предназначенных для продажи. Отсутствие ликвидности на рынке для финансирования сделки по приобретению. Продажа дочерних компаний; Продажа активов. Подготовка списка потенциальных покупателей и инвесторов, с перечислением причин, почему они могут быть заинтересованы в приобретении дочерней компании/иных активов. Привлечение внешних консультантов, которые могли бы оказать помощь в выявлении / привлечении потенциальных инвесторов и осуществлении маркетингового процесса. Поддержание тесного контакта с потенциальными инвесторами на постоянной основе.
3.2. Отсутствие на рынке спроса на инструменты капитала банка. Привлечение капитала; Выпуск инструментов капитала уровня AT1. Заключение с брокером соглашений о гарантированном размещении ценных бумаг. Поддержание контакта с потенциальными инвесторами.
3.3. Неблагоприятные колебания рыночных цен и / или ухудшение качества активов во время выполнения сделки по продаже. Снижение стоимости и качества обеспечения, используемого для выпуска обеспеченных ценных бумаг, потенциальное несоблюдение регуляторных требований в отношении качества активов. Неточность допущений при определении буфера ликвидности (например, в отношении активов, имеющихся в наличии, ограничений на их продажу). Продажа кредитных портфелей; Привлечение капитала; Выпуск обеспеченных ценных бумаг; Меры по наращиванию ликвидности; Привлечение финансирования в центральном банке. Проведение непрерывного анализа кредитного портфеля / портфеля ценных бумаг, внесение изменений в стратегию продажи при необходимости. Заключение договора о предоставлении услуг с подразделением по управлению обеспечением, которое собирает и обновляет данные о качестве активов. Выполнение периодического анализа активов, которые можно продать со скидкой, и обеспечение надлежащего качества имеющихся активов. Увеличение частоты анализа доступной ликвидности.
3.4. Геополитические риски, влияющие на выполнение плана финансового оздоровления (например, из-за отсутствия заинтересованных сторон в приобретении дочерних компаний в конкретном регионе, или введение в местном законодательстве актов, ограничивающих возможности сокращения выдачи новых кредитов). Продажа дочерних компаний; Сокращение выдачи новых кредитов. Меры не определены.
3.5. Реклассификация инструментов капитала для налоговых целей, вызывающая неблагоприятные налоговые последствия. Учет влияния от перевода финансовых инструментов из долговых в капитальные. Разница между валютой обеспеченных ценных бумаг и валютой активов обеспечения. Управление обязательствами; Выпуск обеспеченных ценных бумаг. Попытка избежать налоговой неэффективности путем выплат налога по предоплате. Оценка потенциального воздействия и предложение альтернативных решений.
3.6. Утечка конфиденциальной информации в прессу / другие источники до начала выполнения плана по финансовому оздоровлению может привести к неблагоприятной реакции рынка. Продажа дочерних компаний; Привлечение капитала. Обеспечение адекватных процедур по защите инсайдерской информации. Подготовка официального заявления об утечке. Заключение с брокерами и инвесторами договоров о конфиденциальности и неразглашении, ограничение числа людей, вовлеченных через список инсайдеров в банке.
4. Репутационные риски.
4.1. Понижение рейтинга банка (выданного рейтинговыми агентствами) во время подготовки к выполнению плана финансового оздоровления. Негативное восприятие рынком банка как проблемного продавца, что может вызвать утрату доверия к банку и вывод депозитов. Сокращение числа контрагентов готовых совершать сделки в связи с воспринимаемым снижением кредитоспособности банка вследствие ухудшения кредитного рейтинга. Продажа дочерних компаний; Продажа кредитных портфелей; Сокращение выдачи новых кредитов; Привлечение капитала. Разработка надежного плана коммуникации с клиентами и контрагентами. Целевое применение продажи кредитных портфелей, сокращение негативных последствий за счет исключения из продажи кредитов ключевых клиентов.
4.2. Потенциальный ущерб определяемой рынком стоимости активов банка в случае, если сделка по выбытию не завершена в стандартные сроки. Продажа дочерних компаний. Меры не определены.
4.3. Репутационные последствия снижения купона по инструментам капитала уровня AT1 могут помешать будущим выпускам финансовых инструментов банка. Нераспределение прибыли инвесторам может отрицательно сказаться на спросе на будущие выпуски акций банка. Снижение купона по инструментам капитала уровня AT1; Нераспределение прибыли инвесторам. Обеспечение надлежащего освещения ситуации путем общения с инвесторами и поддержания связей со СМИ.

Как видно из таблицы выше, европейские банки выявили потенциальные риски и препятствия для осуществления каждого плана по финансовому оздоровлению. Вместе с тем, банки столкнулись с трудностями при определении потенциальных мер по преодолению данных препятствий. Во многих случаях планы финансового оздоровления включают широкий перечень рисков, но предусматривают лишь ограниченный набор мер их преодолению. Кроме того, предлагаемые действия часто носят общий, неконкретизированный характер, что приводит к сомнениям в их подлинной эффективности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» [Электронная версия] // КонсультантПлюс, справочная правовая система URL.: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/
  2. Директива о санации проблемных банков (Bank Recovery and Resolution Directive — BRRD; Директива 2014/59 / ЕС) от 15 мая 2014 года // URL: https://ec.europa.eu/info/law/bank-recovery-and-resolution-directive-2014-59-eu_en
  3. Сравнительный отчет о планах по финансовому оздоровлению в европейских банках, подготовленный Европейской службой банковского надзора (European Banking Authority Recovery Planning — comparative report on recovery options) — от 1 Марта 2017 года // URL: http://www.eba.europa.eu/documents/10180/1720738/EBA+Comparative+report+on+ recovery +options±+March+2017.pdf
  4. Королева А., ЦБ: ждите новых санаций // Эксперт Online, 12 октября 2017, URL: http://expert.ru/2017/10/12/tsb-ne-zastrahovan-ni-odin-bank/