Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Эволюция научных взглядов на социально-экономическую сущность предпринимательства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иванова Надежда Вячеславовна, Маврина Ирина Николаевна, Иванова Надежда Вячеславовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 6213
Показать PDF версию Эволюция научных взглядов на социально-экономическую сущность предпринимательства

Мокроносов Александр Германович
доктор экономических наук, заведующий кафедрой
ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
г. Екатеринбург, Свердловская область

Маврина Ирина Николаевна
аспирант
ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
г. Екатеринбург, Свердловская область

Иванова Надежда Вячеславовна
магистрант
ФГАОУ ВПО «Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
г. Екатеринбург, Свердловская область

Аннотация: Данная научная статья посвящена систематизации направлений исследования предпринимательства на основе особенностей методологий разных экономических школ, предложена авторская трактовка понятия предпринимательство.

Ключевые слова: предпринимательство, теория предпринимательства, социально-экономическая сущность предпринимательства. 

Содержание понятия «предпринимательство» трансформировалось по мере эволюции, данное развитие зависит  от изменения уровня развития производительных сил, отношений собственности, научно-технического прогресса, развития рыночных отношений и т.д.

Изучение феномена предпринимательство представляет собой интерес в качестве объекта исследования большинства общественных наук: социологии, экономической теории, культурологии, права, психологии, конфликтологии и ряда других наук и видов экономической деятельности. 

Как социально-экономический феномен предпринимательство прошло значительный исторический путь развития. Однако в качестве особой (специализированной) области научного знания оно до настоящего времени находится в стадии систематизации: отсутствие единообразия в названии теории, отсутствие четкой формулировки базовых понятий, смешение терминов «предпринимательство» и «бизнес». Различные теоретические подходы к основам предпринимательства в историческом контексте по-разному описывают пути его развития и становления (таблица 1)

Таблица 1 - Эволюция научных взглядов на феномен предпринимательства.

Автор, название труда, год издания Особенности трактовки
Классическая школа
Р. Кантильон, «Эссе о природе торговли вообще», 1755 г. Экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска.
А. Смитт, «Исследование о природе и причинах богатства народов»,1776 г. Связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода.
Жан Батист Сэй, «Трактат по политической экономии» .1803 г. Предпринимательство это рациональная комбинация факторов производства (земля, капитал, труд) в данной точке рыночного пространства. В основе предпринимательской деятельности лежит способность организовывать производство и сбыт продукции.
Неоклассическая школа
А. Маршалл, «Принципы политической экономии», 1890 г. Предпринимательство тесно связанно с нововведением
И. Тюнен, «Изолированное государство», 1850 г. Предпринимательство подразумевает принятие на себя непредвиденный риск
Ф.Найт, «Понятие риска и неопределенности», 1994 г. Предпринимательство подразумевает принятие риска и неопределенности
П. Друккер, «Эффективное управление», 1964 г. Связывает предпринимательство с инновационной деятельностью
Австрийская школа
Й. Шумпетер, «Теория экономического развития», 1912 г. Предпринимательство это экономически свободная новаторская деятельность, связанная с риском, ответственностью и конкурентной борьбой, имеющая целью достижения новых результатов, удовлетворение личных и общественных потребностей
Неоавстрийская школа
Ф. Хайек, «Частные деньги», 1976 г. Предпринимательство это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения в условиях высокой рыночной конкуренции, где побеждает сильнейший
Л. Мизесс, «Человеческая деятельность», 1940 г. Под предпринимательством понимается способность людей создавать и распознавать возникающие в их окружении субъективные возможные получения прибыли
И. Кирцнер, «Конкуренция и предпринимательство», 1973 г. Предпринимательство рассматривается, как  деятельность человека, связанной с риском, творчеством и инновационной составляющей Конкуренция является «питательной средой», «вечным двигателем» предпринимательства
Школа институциализма
Р. Коуз, «Природа фирмы», 1937 г. Под предпринимательством понимается совершение выбора между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии транзакционных издержек
Д. Гелбрейт, «Жизнь в наше время», 1986 г. Предпринимательство связано с управленческой техноструктурой, организующей процесс производства. К ней относится высший менеджмент и ведущие специалисты корпорации
Немецкая школа
М.Вебер, «Протестантская этика и дух капитализма», 1905 г. Для объяснения феномена предпринимательства используются психологические мотивы данной деятельности. Предпринимательство рассматривается как особый тип экономического поведения личности с определенными ценностными ориентирами, специфической мотивацией и социальной ролью.

 При многообразии  экономических теорий предпринимательство рассматривается в различных концепциях. В экономической теории понятия «предпринимательство» и «предприниматель» появились в XVIII в., в эпоху капитализма. Так, родоначальником научного понятия «предпринимательство» явился английский экономист Р. Кантильон (1680–1730), который в своей работе «Опыт о природе торговли вообще» сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями («предприниматель» – в переводе с французского «посредник»). По его мнению, предпринимателем выступает индивид, обладающий предвидением и желанием принять на себя риск, устремлен в будущее, действия которого характеризуются стремлением к получению дохода, с одной стороны, и готовностью к потерям – с другой [1].

В конце XIX в. Альфред Маршалл в произведении «Принципы политической науки» дал свою трактовку теории предпринимательства. В приложении к первой книги Маршалл исследует исторический процесс возникновения предпринимательского духа у людей. Он приходит к интересному выводу, что обычаи и традиции замедлили развитие духа свободного предпринимательства у всего человечества. Маршалл выделил эту «тонкую», почти неуловимую связь: «…Последствия их действия проявляются не через годы, а через поколения, оно настолько трудно уловимо, что часто его совершенно не удается обнаружить, эти факторы вряд ли могут быть обнаружены кем-либо, кроме тех людей, которые научились выявлять сферу их проявления путем наблюдения за более очевидными и быстродействующими аналогичными факторами в наши дни» [8].

Согласно И.Тюнену, прибыль предпринимателя определяется как остаточный доход, получающийся вычетом из валовой выручки процента на инвестируемый капитал, платы за управление и страхового взноса, рассчитываемого и исчислимым риском предприятия. Поэтому доход предпринимателя связан с непредсказуемым риском, от которого нельзя застраховаться [4].

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам инвестирует капитал, планирует, организует производство и распоряжается результатами своего труда. Его прибыль – это компенсация собственника за риск [12].

С точки зрения Ж.-Б. Сэя, который сам занимался предпринимательской деятельностью, владея ткацкой фабрикой во французском Кале, благодаря предпринимателю ценность продуктов распределяется между различными производительными услугами, а они, в свою очередь, – между производствами сообразно потребностям последних. Предприниматель рассматривается как экономический агент, комбинирующий факторы производства или, вернее, перемещающий экономические ресурсы из области более низкой в область более высокой производительности и прибыльности. По мнению Сэя, предприниматель близок к управленцу, причем в широком понимании, с учетом творческих аспектов его деятельности [13].

Предприниматель по Ф.Найту, ожидает получить за свой продукт сумму, превышающую совокупность контрактных доходов (себестоимость), т.е. является человеком, берущим на себя бремя полной неопределенности и избавляющим от него своих поставщиков [11, с.14].

Значительный вклад в развитие предпринимательства внёс П.Друкер. Предпринимательские предприятия характеризуются прежде всего тем, что пытаются создать что-то новое и отличное от уже имеющегося, изменяют и преобразуют ценность установки. Предпринимательским является предприятие, в основе деятельности которого, по мнению П. Друкера, лежит осознание того факта, что выпускаемые изделия имеют индивидуальные характеристики, спрос на них до такой степени, что образовалась «рыночная ниша», а новые техника делает возможным превращение сложных операций в научный процесс.

По мнению А. Хайека предпринимательство-это поиск новых экономических возможностей, характеристика поведения в условиях высокой рыночной конкуренции, где побеждает сильнейший. А. Хайек отмечал, что отсутствие духа предпринимательства во многих странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствие ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами [14, с. 47-56].

Л. Мизес считал, что во всякой деятельности имеется предпринимательский компонент и принимал предпринимательство, как способность людей создавать и распознавать возникающие в их окружении субъективные возможности получения прибыли. Л. Мизес утверждал, что существенный элемент предпринимательства - способность людей к творчеству: «Созидательным является только человеческий ум, направляющий деятельность и производство» [9]. По мнению Л. Мизеса предпринимательство не является управленческим фактором производства, который можно покупать и продавать на рынке. Он полагал, что человек становится предпринимателем, используя возможности и заполняя пробел, а прибыль или убыток предпринимателя-это продукт его идеи, воплощенной в капитале: неверная идея приведет к убытку, несмотря на затраты капитала [9].

И.Кирцнер разрабатывал теорию рыночного процесса в противоположность господствующей в микроэкономике теории равновесных цен. Будучи конкурентным, рыночный процесс, по И.Кирцнеру является предпринимательским по своей сути. Конкуренция является «питательной средой», «вечным двигателем» предпринимательства [7]. И. Кирцнер считал, что предпринимательство не является свойством, присущим только коммерсантам или спекулянтам, которые занимаются исключительно рискованными операциями. Любая целенаправленная деятельность людей содержит в себе предпринимательский аспект, связанный с неизбежной неопределенностью будущих обстоятельств. Суть активного предпринимательства И. Кирцнер видел, прежде всего, в бдительности по отношению к прежде не замечавшимися возможностями [7].

В. Зомбарт истоки предпринимательства видел в стремлении к богатству и власти, так как «стремление к власти нигде не находит для себя столь подходящего поля деятельности, как в охоте за деньгами, этом совершенно абстрактном символе ценности, который освобожден от всякой органической и естественной ограниченности и обладание которым все в большей и большей степени становится символом власти... Стремление к власти и стремление к наживе переходят одно в другое: капиталистический предприниматель... стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы добиться власти» [6, с.68].

Д. Гелбрейт, прямо не указывал на существование предпринимательского сословия, вместе с тем разделял функции собственников капитала и представителей «Техноструктуры», которые своими действиями обеспечивают извлечение прибыли. По техностркутурой он понимал совокупность большого числа ученых, инженеров и техников, специалистов по реализации, рекламе и торговым операциям, адвокатов и т.д. «Власть техноструктуры подчиняет себе механизм формирования цен; фирмы-гиганты занимают важнейшее место на рынках сбыта производимых ими товаров, и цена, устанавливающаяся в каждой отрасли, обычно стремится к такому уровню, который отражает интересы техноструктуры, в наибольшей степени стремящейся к обеспечению роста». По сути, Д. Гелбрейт отождествлял понятия «менеджмент» и «предпринимательства» [3].

Й. Шумпетер считал, что суть предпринимательства заключается в соединении на новых началах различных видов ресурсов и осуществлении постоянного реформирования производственных, управленческих, технологических решений в быстроменяющихся комбинациях и вариантах. Центральную роль играет личность предпринимателя. Предпринимательство-это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. «Быть предпринимателем-значит делать не то, что делают другие», -считал Й. Шумпетер. « Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно уметь рисковать, преодолевать  страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов-самому эти процессы определять» [15, с.184].  

Предпринимательство по Й. Шумпетеру, это способность продвижения инноваций на рынок посредством рискового бизнеса, при том его определение инноваций отличается большой емкостью и включает помимо технических нововведений организационные, управленческие, маркетинговые инновации, новые рынки, источники снабжения, финансовые нововведения и новые сочетания ресурсов.

В результате обобщения изложенного материала сделаем вывод, что с эволюцией феномен предпринимательства наращивает свои свойства, «впитывая» в себя концепции и функции разных научных школ и их представителей (рисунок 1). 

Рис. 1.PNG

Рис.1- Компоненты феномена предпринимательство

Представители классической школы предпринимательство рассматривали через функцию несения риска или неопределенности Представители неоклассической школы рассматривали предпринимателя как двигателя прогресса, «новатора производства». Представители неоавстрийской школы акцентировали внимание на взаимосвязь предпринимательства с механизмом функционирования рынка, который характеризуется ими как конкурентный и предпринимательский одновременно. Концепция, рассматривающая предпринимательство как один из четырех базовых экономических ресурсов, наряду с трудом, землей и капиталом [5].  Эту концепцию представляют исследования Ж.-Б. Сэя, который главной функцией предпринимательства считает функцию координации факторов производства.

При анализе предпринимательской среды неоавстрийская школа большое внимание уделяет таким факторам развития предпринимательства как защита частной собственности, т. е. институциональным факторам. Немецкая историческая школа акцентирует свое внимание, с одной стороны, на анализе экономического поведения предпринимателя, а с другой стороны, рассматривает психологические мотивы предпринимательской деятельности. В работах представителей институционального направления экономической мысли сущностные аспекты предпринимательской деятельности анализируются в связи с ее управленческими аспектами, что привело к характеристике предпринимательства как особого регулирующего механизма, отличного от ценового и государственного регулирования, т. е. к определению предпринимательства как социального института. К нормам, формирующим институт предпринимательства, относят традиции организации хозяйственной деятельности (трудолюбие, бережливость, принципы предпринимательской морали и т. п.), а также формальные регуляторы в виде нормативов организации трудового дня, соглашений, законодательства и т. п. [5]

 Достижения вышеуказанных школ синтезирует трактовка Г. Стивенсона, который под предпринимательством понимает поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов [2, с. 9]. Достоинством данной трактовки является то, что предпринимательство не ограничивается только сферой бизнеса,  также может применяться в научной и образовательной сферах.

Еще одной отличительной характеристикой предпринимательства является инициативность как готовность к систематическому, целенаправленному труду по внедрению нововведений в условиях риска и неопределенности [10].

Обобщая точки зрения представителей различных экономических школ, возможно сформулировать социально-экономическую сущность предпринимательства как совокупность общественных отношений, включающие в себя компоненты : инициативности, инновационности, ответственности, рискованности, креативности, действующих в условиях экономической свободы и конкуренции и трансформирующих экономическую и социальную среду.

Список использованной литературы:

  1. Cantillon R. Essai sur la nature du commerce en general. – N.Y.: A. M. Kelley, 1964.

  2. Stevenson, Howard H. A Perspective on Entrepreneurship. Harvard Business School Background Note 384-131, October 1983. (Revised April 2006.) P. 9.

  3. Гелбрейт  Дж. Жизнь в наше время. М., 1986

  4. Гинс Г.К. Предприниматель. М.: Посев, 1992,224 с.

  5. Гришаева Л.В. Методологические основы теории предпринимательства: попытка систематизации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика . 2012. №1.

  6. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. – М.: Наука, 1994. – С. 68.

  7. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М., 2001

  8. Маршалл А. Принципы политической экономии: В 3 т. М.: Прогресс, 1983– 1984

  9. Мизес Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории /Л. Мизес М.:Социум, 2005. 717 с.

  10. Мокроносов А.Г., Долженкова Е.В., Маврина И.Н. Предпринимательство как вектор стратегического развития вуза // Образование и наука . 2011. №10.

  11. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности// Thesis. Вып. 5. 1994. С. 14

  12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.

  13. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Сэй Ж.-Б. Экономические софизмы; Экономические гармонии; Фредерик Бастиа. – М.: Дело, 2000.

  14. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. М. 1989. №12. С.47-56. С.4

  15. Шумпетер Й. Теория экономического развития /Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982.455 с., с. 184