Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Этническая толерантность личности как философская проблема

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Керимов Махмуд Магомедович
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 4160
Показать PDF версию Этническая толерантность личности как философская проблема
Керимов Махмуд Магомедович, доктор философских наук, профессор, заведующего кафедрой философии ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"


Этническая толерантность (интолерантность) это есть  способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Внешне интолерантность (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Интолерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации.

Исследованиями установлено, что в процессе проявления интолерантности: существуют различные способы реагирования представителя конкретной национальной общности на однотипные проблемно-конфликтные ситуации в своей и чужой этнической среде; социально-политическая обстановка воздействует на степень выраженности интолерантности; последняя имеет свойство повышаться или понижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности. Однако понятие толерантности представляется довольно сложным. С одной стороны, она получает широкое распространение в связи с тем, что отражает актуальность проблем, процессов социализации, адаптации, новые формы межличностных и социальных взаимодействиях, которые приводят к расширению областей, охватывающих терпимости. С другой, мы в то же время сохраняя тот же объем сферы нулевой терпимости " [1,с. 169]. Этот логический парадокс толерантности возникает ряд проблем с реализацией в отношении явлений общественной жизни.

Существуют различные точки зрения относительно феномена толерантности: от общего понимания толерантности, распространенные в обыденном сознании, как толерантность, к его научной интерпретации как особой формы общения между индивидами, социальными институтами и крупными социальными группами.

Многие авторы отмечают, что существуют серьезные методологические проблемы, хотя феномен толерантности является предметом изучения различных наук, в частности философии, социологии, психологии, религиоведения, педагогики, конфликтологии и политологии. [2,с.20] существовала даже особая отрасль знания, где проблема толерантности отмечены как ведущие, этика ненасилия. Отсюда и понимание особенностей понятия "толерантность" зависит от конкретной научной парадигмы.

Важные для социологического исследования толерантности имеют взгляды и исследования политологов, поскольку на сегодняшний день это понятие и явление толерантности начинается в XX веке в связи с процессами глобализации и политических процессов как в мировом сообществе, так и на уровне национальных государств. Здесь представители политической науки исследование взаимосвязи между доминирующим государством в общественное сознание и устоявшихся типа толерантности. Так В.Т. Ананьина в своей диссертации определяет его "как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, терпимости чужих мнений, убеждений и моделей поведения, которые являются одной из основных фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры" [3,с. 101]. Таким образом, в исследованиях политологов, основной упор делается на формирование толерантности как типа социального сознания, выступая как условие и результат индивидуальной свободы в демократическом обществе.

В психологии, особенно психологии личности, этнопсихологии, социальной психологии толерантность изучается в личностный аспект, как толерантность к тревоге, что проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладанию, способности переносить длительные неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Следствием этого является толерантность как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в многонациональных обществах. Формирование толерантного типа сознания снимет негативное влияние стереотипов и снизить вероятность конфликтов и, следовательно, предотвращает развитие конфликтов и напряженности. [4,с. 13].

Большей автономии национальных субъектов государства и столкнулась с такой традицией, сохраняющейся на всей территории Российской Федерации, так как распространенность неформальных этнических норм и традиций над формальными законами (этнического предпринимательства, например, не только, когда фирмы создаются предпринимателями из одной этнической группы, но в договорные отношения между такими компаниями есть и национальные нормы поддержки своего клана или семьи, поощрение к власти на основе кумовства, семейственности).

Результатом такой практики становится укрепления межэтнической напряженности и конфликтов на земле. В таких условиях только легитимность Российского государства способны обеспечить порядок, необходимые для обеспечения стабильности и устойчивости различных национальных и этнических общин и постепенного перехода к подлинно демократических норм и принципов национальной системы.

Следовательно, существует проблема укрепления позиций Российского государства, федеральных органов власти в решении задач профилактики межнациональных конфликтов и формирования толерантного сознания современных россиян.

Этническое культурное своеобразие проявляется в различных сферах жизнедеятельности, однако степень его проявления зависит от различных факторов. Среди этих факторов являются различия в ментальности и национальному характеру, уровню и характеру знаний и представлений о своей и "другой" культуры, культурную дистанцию как степень близости или несовместимости различных культур (чем ближе культуры в ее содержание, тем выше уровень толерантности в межкультурной коммуникации), статусных позиций этно-культурных групп и их политические интересы и др. Но при всем многообразии этих факторов, исследователи пришли к выводу, что эти различия существенно выше, в семейно-бытовой и досуговой деятельности, так как связаны с практикой повседневного общения представителей различных этнических культур.

На наш взгляд конфликт характеризуется наличием на определенных этапах противоречий в обществе, что, несомненно, способствует торможению развития различных сторон жизни, хотя нельзя отрицать некоторые положительные моменты в природе проявления конфликта. Конфликт – это реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Конфликт – это противоборство тех или иных социальных групп, общностей и т.д. в стремлении к реализации их сталкивающихся интересов. Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение определенных интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Можно выделить три вида потенциальной напряженности и этнической нетерпимости в межкультурной коммуникации на этом уровне.[5,с. 11]

Первый тип напряжения связан с этническими предрассудками, которые влияют на характер повседневного понимания представителей разных этнических культур друг с другом. Своеобразие этнических предрассудков, что люди должны иметь опыт реального общения узнать и культивировать идеи насчет представителей других этнических групп, проектирование определенного изображения с положительными и отрицательными характеристиками. И эти доопытные представления и суждения формируют готовность воспринимать представителей «иных» этнических групп таким образом, что любая дополнительная информация, полученная в уже процессе общения, подсознательно фильтруется, дополняя уже сформированный ранее образ.[3,с. 101]

Литература:

1.  Ярычев Н.У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор //Молодой ученый. - 2009. - № 3. - С. 168-171.

2.  Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 5. - С. 17-22.

3.  Ананьина В.Т. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в российском обществе: диссертация ... кандидата социологических наук. - Екатеринбург, 2015. - 204с.

4.  Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: Изд-во МБА, 2011. - 440с.

5.  Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: Автореф.  дис…. канд.  философских наук. - Белгород, 2007. – 24с.