Евразийский
научный
журнал

Этические проблемы постнеклассической науки

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Квачев Валерий Дмитриевич
Рубрика: Философские науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2020»  (март, 2020)
Количество просмотров статьи: 327
Показать PDF версию Этические проблемы постнеклассической науки

В.Д. Квачев.
К.ф.н., доцент кафедры философии
СарФТИ НИЯУ МИФИ.

Аннотация: в статье показано, что современный этап развития науки ставит вопрос о социальной ответственности учёных. Особенно это актуально в области молекулярной биологии и генетики, где объектами исследований являются самоорганизующиеся системы. К этим исследованиям относятся и работы по клонированию человека, что приводит к возникновению реальной опасности разрушения исходной биогенетической основы телесности и психики человека.

Ключевые слова: постнеклассическая наука, социальная ответственность, самоорганизующиеся системы, клонирование.

Идея преобразования и подчинения природы человеку является доминантной на всех этапах развития науки. Постиндустриальная цивилизация вступает в настоящее время в период особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегии научного поиска. В этих условиях этика науки приобретает жесткий характер, поскольку к традиционным нормам научного этоса добавляются требования характеризующие науку в ее социальном измерении. На повестку дня встает вопрос о социальной ответственности учёных как важнейшей социальной норме. Сегодня нет единого решения проблем реальной опасности для общества исследований в области молекулярной биологии и генетики. Открытие учёного становясь достижением общества по существу выходит из-под его контроля. И всё же учёные несомненно ответственны за результаты использования их достижений. Они обладают особой, не присущей другим людям компетентностью и поэтому нередко являются единственными, кто может решить те или иные проблемы встающие перед обществом. Область ответственности учёных не ограничивается последствиями их деятельности. В неё входит и сам процесс научного исследования — выбор темы, определение целей и средств их достижения. Всё это вводит в научную жизнь сложные нравственные проблемы. Так учёный нередко занимается не тем, что ему интересно, а тем, что требует общество, дающее ему социальный заказ. Поэтому сложно оценивать и принимать с этической точки зрения, например, работы по клонированию человека. Эти работы относятся к постнеклассическому этапу развития науки для которого характерно изучение самоорганизующихся систем. Таким системам нельзя навязывать пути их развития, т.е. нарушать естественный ход эволюции, а необходимо понять как способствовать их собственным тенденциям развития. Преждевременная реализация идей клонирования человека может привести не к ответу на вопрос, что такое жизнь, как она зародилась, а явится «ящиком Пандоры», т.е. источником несчастий и бедствий. Приведем высказывание биолога Нобелевского лауреата Дж. Чаргаффа «Имеем ли мы право необратимо противодействовать эволюционной мудрости миллионов лет ради того что бы удовлетворить амбиции и любопытство нескольких учёных? Этот мир дан нам взаймы. Мы приходим и уходим; и с течением времени мы оставляем землю, воздух и воду тем, кто приходит после нас. Моё поколение или быть может предыдущее поколение впервые развязало под предводительством точных наук колониальную войну против природы. Будущее проклянет нас за неё». /1/

Человечество оказывается беспомощным в контроле над возрастающей технической мощью современной цивилизации. Биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в генетический код человека, что приводит к возникновению реальной опасности разрушения исходной биологической основы телесности и психики человека. Возникают проблемы: наука «для человека» или «против него»; какова мера ответственности учёных за сделанные ими открытия. Вопрос открыт. Высокий уровень моральности современной науки и учёных является важнейшей предпосылкой будущего развития науки.

Литература

  1. Chargaff. On the dangers of genetics meddling. Science 1976, Lune 4, р.938 — 939.
  2. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов. М., 2000.