Евразийский
научный
журнал

Если ребенок не говорит

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ананьина Галина Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1139
Показать PDF версию Если ребенок не говорит

Ананьина Галина Николаевна
Учитель-логопед. Высшая категория.
Муниципальное казенное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №3 «Солнышко».
Россия, г. Анжеро-Судженск
E-mail: ananyina.gal@yandex.ru

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растёт объём знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребёнка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время учёные доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребёнок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т.е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребёнка с людьми и окружающим миром, где ребёнок получает поведенческий материал для подражания.

Речь является не врождённой способностью ребёнка, приобретённой. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции, и подражать вам.

Выполнение артикуляционных упражнений

Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о весёлом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твёрдое нёбо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».

Открывать и закрывать «домик»

Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и -у)

«Хвостик» - вперёд, назад, вверх, вниз, вправо, влево

Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губы

Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)

Щёлкать «хвостиком» («лошадка»)

Отрабатывать сильный «ветерок» посередине «хвостика»

Массаж пальчиков рук левой и правой

Массаж делает мама или логопед. Выполняется лёгким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.

Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик»

Пальчиковая гимнастика

Ребёнок выполняет сам.

Играет на «пианино»

«Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков

Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка

Пальчики здороваются с пальчиками другой руки

Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки

Покажи «козу»

Покажи «ушки у зайчика»

Играем на «барабане»

Хлопаем в ладоши

Работа с мелким раздаточным материалом

Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зёрен, палочек

Работа с вкладышами

Пирамидки различных размеров

Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной