Евразийский
научный
журнал

Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Попченко Ангелина Сергеевна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2015»  (июль 2015)
Количество просмотров статьи: 1927
Показать PDF версию Эконометрические методы в практической и учебной деятельности

Эконометрика – это наука, изучающая конкретные количественные и качественные взаимосвязи экономических объектов и процессов с помощью математических и статистических методов и моделей [1]. Методы статистического анализа конкретных экономических данных – это эконометрические методы, которые осуществляются с помощью компьютеров. В нашей стране они пока что малоизвестны, хотя именно у нас более сильная научная школа в сфере основы эконометрики – теории вероятностей.

Любой инженер, менеджер, экономист на рабочем месте практически всегда находится за компьютером. С помощью диалоговых систем, которые соответствуют решаемым экономическим и технико-экономическим задачам, обычно осуществляется практическое применение эконометрических методов. Таких систем разработано уже много для конкретных наборов задач [2]. Должно быть продолжено создание таких подобных систем. На базе действующих автоматизированных информационных систем (АИС) для налоговых служб должны быть подготовлены соответствующие оригинальные системы.

Всё-таки, надо иметь некоторые предварительные знания по эконометрике для того, чтобы грамотно применять компьютерную систему. Отсутствие подобных знаний – это основная проблема у подавляющего большинства российских экономистов и инженеров, в том числе у менеджеров - директоров предприятий, государственных служащих, а также, например, у работников налоговых органов. Если человек ничего не знает об эконометрике, то он не сможет понять, что решить проблемы его организации может помочь эта научно-практическая дисциплина, именно поэтому пригласить бригаду эконометриков к сотрудничеству ему и в голову не приходит.

Во время работ Всесоюзного центра статистических методов и информатики (ныне - Институт высоких статистических технологий и эконометрики МГТУ им. Н.Э. Баумана) эта проблема выявилась наглядно. По эконометрике разработали обширный спектр программных систем. Но всё же количество их реализации было неадекватно проведенным оценкам емкости рынка, т.е. такому количеству организаций, которым эти системы были бы полезны. Но этому всё же нашлось объяснение. Всего на всего отсутствие на преимущественном количестве организаций специалистов, которые освоили хотя бы тот элементарный уровень эконометрических методов. Это бы соответственно дало понять, что они нуждаются в таких системах. Например, это нужно для того, чтобы обоснованно рассматривать и находить планы статистического приемочного контроля, в чем нуждается почти любая организация, свободно в независимости от отрасли и форм собственности. "Правила приемки и методы контроля" – этот раздел присутствует в любом договоре на поставку, и, к сожалению, практически всегда он представлен совсем не в современном виде. Однако, при наличии в организации квалифицированных специалистов, расширялся бы инструментарий за счет программных систем по эконометрике Всесоюзного центра статистических методов и информатики [3].

Из этого следует, что стоит преподавать эконометрику в широком плане. Разработанные для необходимостей предприятий и организаций имитационные компьютерные модели на основе эконометрических методов останутся омертвленным капиталом, и, следовательно, не будут грамотно применяться.

Однако не стоит пускать все силы лишь на подготовку специалистов по разработке эконометрических методов, которые умеют доказывать теоремы и писать программы. Сперва нужны пользователи, которые имеют представление для решения каких задач подходит тот или иной эконометрический метод, какая требуется первоначальная информация, как правильно истолковывать результаты, получаемые компьютером.

Лишь при применении компьютерных систем статистического синтеза возможно современное освоение эконометрических методов, которые охватывают, в общности, методы статистики объектов нечисловой природы и другие идеи последних десятилетий. Применение абстрактных эконометрических данных вызывает значительный интерес у студентов. Например, таких как: на июнь 2001 г. индекс инфляции составил более 42,5 (по сравнению с декабрем 1990 г.). Следовательно, средняя начисленная зарплата по стране (2260 руб. в месяц) в ценах декабря 1990 г. равна 2260 / 42,5 = 53 руб.18 коп. Т.е. за 10,5 лет уменьшилась в 5,6 раз (в декабре 1990 г. средняя зарплата составляла 297 руб.). Прежняя минимальная зарплата в 70 руб. (декабрь 1990 г.) при индексации соответствует примерно 3000 руб. Т.е. заметно больше средней зарплаты июня 2001 г.

Эконометрические методы – это действенный инструмент в работе менеджера и инженера, которые занимаются конкретными проблемами. Дать его в руки выпускников экономических и технических специальностей – это задача высшей школы. Также менеджеры и инженеры должны иметь практические инструменты, помимо теоретических знаний. Эти инструменты выработаны вследствие современных достижений эконометрической науки. Для анализа статистических данных и построения эконометрических моделей, конкретных экономических и технико-экономических явлений и процессов созданы компьютерные системы.

На основании всего выше сказанного наглядным образом показано, почему стоит обучать эконометрическим методам будущих менеджеров, экономистов, инженеров. Курс эконометрики призван довести знания студентов до уровня современности в системе высшего технического образования, опираясь на курсы "Теория вероятностей и математическая статистика" и "Статистика". Также курс эконометрики связан со многими иными учебными предметами – экологией, маркетингом, менеджментом, метрологией и управлением качеством, инвестиционной, инновационной, контрольной и контроллинговой деятельностью, стандартизацией, экономико-математическим моделированием производственных систем, прогнозированием и технико-экономическим планированием, оценкой финансового состояния предприятия, и др.

Подведем итоги, эконометрика – это результативный инструмент моделирования и научного анализа в руках квалифицированного инженера, экономиста, менеджера.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E5%F2%F0%E8%EA%E0
  2. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы. - Журнал "Заводская лаборатория". 1997. Т.63. № 3. С.55-62.
  3. http://knowledge.allbest.ru