Евразийский
научный
журнал

Духовно-нравственное воспитание как основа других видов воспитания: экологического, трудового, эстетического, физического в аспекте здоровье сберегающих технологий в школе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Янчук Татьяна Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2017»  (январь, 2017)
Количество просмотров статьи: 994
Показать PDF версию Духовно-нравственное воспитание как основа других видов воспитания: экологического, трудового, эстетического, физического в аспекте здоровье сберегающих технологий в школе

Янчук Татьяна Валерьевна
студент КГУ, Россия, г. Курск

Научный руководитель: Сойников Алексей Анатольевич
д.э.н., профессор кафедры истории России,
КГУ, Россия, г. Курск
E-mail: tatjana1999yanchuk@yandex.ru

Православная Церковь не может оставаться безучастной к совершающимся в мире событиям, и современная жизнь ставит разнообразные вопросы, на которые Церковь отзывается. Среди них — проблема взаимосвязи человечества с окружающей природой, привлекающая в последнее время внимание в связи с катастрофическими последствиями загрязнения среды обитания. [1, с.35].

Основной причиной экологического кризиса обычно называют наступление на природу научно-технической цивилизации, которое осуществляется во имя удовлетворения все возрастающих потребностей населения мира, в заложенной в душе человека тенденции сосредоточить внимание не на общем смысле и дальних целях деятельности, но в первую очередь — на средствах рационализации этой деятельности. А также на овладении вещами, из чего возник пресловутый лозунг «знание — сила», а итогом этого процесса стал общий кризис человека и культуры, когда все формы сознания оказываются во власти стремления контролировать, захватывать и покорять.

Экологический кризис наблюдается везде, где укореняется образ жизни со стимулированием потребностей, где общество и производство, наука и техника нацелены на покорение природы.

Пути и средства решения экологического кризиса такие же, как и для решения других глобальных проблем, — осознание своих возможностей и разумных потребностей, добрая воля и деятельное сотрудничество людей на благо мира. Преодолевать кризис можно только, как говориться, «всем миром». Первостепенное значение должно придаваться воспитанию чувства единства человека со всем миром, созданию системы четких представлений о кардинальных вопросах бытия — о месте человека, о его миссии во Вселенной.

Трудовое воспитание. Любовь, как и вера, без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого, по теплоте сердечной, изливаемой и на ближнего; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько того, о ком заботимся сами.

В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание — это подготовка к делам любви. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.

Формы трудового воспитания могут быть самыми разнообразными, в зависимости от условий и обстоятельств жизни семьи. Детей надо приучать к уборке собственных игрушек, квартиры, к покупке продуктов, мытью помещений и посуды и т.д., и т.п. Хорошо, когда у детей есть навыки ремонта помещений, починки простейших инструментов, шитья и т.д. Можно разделять обязанности между детьми либо установить дежурства, либо как-то комбинировать эти варианты. В трудовое воспитание входит отношение к школьным урокам и выполнение домашних заданий. Здесь полезно чтение дополнительной научно-популярной и исторической литературы по отдельным разделам школьного курса и различные дополнительные занятия. Важно приучить ребенка к умственному труду, к работе мысли. К сожалению, современная школа практически не учит думать; ценятся ученики не думающие, а легко запоминающие. Очень опасный тип молодого человека — способный бездельник. Способный должен трудиться в полную меру своих способностей, школьные же учителя часто более обеспокоены отстающими. В результате наиболее одаренные получают возможность бездельничать. Христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду в каждой порученной ему обязанности по церкви, по дому, по светской службе и работе, но делание свое он не должен превращать в идола. Древние говорили не «в здоровом теле здоровый дух», а что нужно стремиться, чтоб в здоровом теле был здоровый дух". Вот это и есть воспитание в православном духе.

(протоиерей Валериан Кречетов).

Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует...

А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой — тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен... Здесь, как, собственно, в любой работе, на первый план выходит философия того занятия, которому человек посвящает свою жизнь. Если он использует свое лишь тело в качестве инструмента для реализации высокой цели — тогда любой спорт оправдан. Если спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению, то есть формированию правильно устроения человеческой личности... Спорт помогает человеку преодолевать свои страхи, свою немощь. Когда им начинают занимаются инвалиды — они снова чувствуют себя полноценными людьми, избавляются от уныния, иными словами, решают свои духовные проблемы. Но когда спорт — только зрелище, когда цель человека — исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности — тогда спорт лишь уводит человека от Истины«.

Значение эстетического воспитания

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием эстетика, означающим философскую науку о прекрасном. В чем состоит прекрасное или красота? Представление красоты, по свидетельству учителей Церкви, «не есть только опытное понятие, но более идея ума» [3, с. 203]. Человек, будучи одарен умом, ощущает, носит в себе не только идеи истины и нравственного добра, но и идеи красоты. Первообразная красота непостижима и невыразима для нас, однако, мы видим ее отблески в этом мире и стараемся выразить ее в чувственных формах. Чувство красоты, как способность, есть в каждом человеке, но не у всех имеет одинаковую силу. Это зависит от физических свойств людей, от их духовного состояния, а также от образования.

Основные направления работы и средства, способствующие эстетическому воспитанию

С точки зрения православной педагогической мысли самым действенным средством в воспитании истинного вкуса является церковность, в которой должны содержаться дети. Икона призвана помогать молитвенной сосредоточенности, — в ней не должно быть ничего лишнего, отвлекающего от самого образа, от выраженной в линиях и красках духовной идеи, от смысла библейского или церковного события. Она помогает держать ум в молитве, мысленно восходить к Первообразу. Детям следует рассказывать о содержании и смысле той или иной православной иконы, приучать их видеть красоту икон, чувствовать их святость, воспринимать икону как помощницу в молитвенном делании. Следует также приучать детей видеть красоту православного храма, понимать его символику, воспитать отношение к храму как к святому месту, к дому молитвы.

Также важнейшим средством, направленным на эстетическое воспитание ребенка, православная педагогика считает обращение его внимания на прекрасное в творении Божием — природе, которая является ничем не заменяемым источником прекрасного. Надо учить ребенка чувствовать красоту в природе (пение птиц, краски восходов и закатов, лесные полянки и т. п.). [3, с. 225].

В то же время необходимо помнить, что любовь к животным должна быть мерной. Нельзя, как отмечал прот. Глеб Каледа, чтобы она застилала любовь к людям и превращала кошек и собак в кумиров. Люди, безумно любящие собак и кошек, порою не любят и даже иногда ненавидят людей.

Искусство, как и наука, способно служить и добру и злу. Человек, занятый в сфере искусства, также как и ученый, морально ответственнен за создание, например, триллеров и восхваление грубой силы и ненависти, за опоэтизированное описание свободной любви и разврата и т. п. На самом деле искусство призвано воспитывать добро, соучастие к другому. Родителям и воспитателям следует в этом плане очень внимательно относиться к чтению детей, к приобщению их к музыке и другим видам искусства, памятуя об их коварном многообразии. Так, например, экстравагантность картины, ее нарочитая уродливость являются чаще всего проявлением тщеславия художника, выдавливания такого творения, которого еще никто не показывал. Тяга художников к противоестественности является, скорее всего, отражением душевных и духовных сдвигов, неким богоборческим началом. Во многих детских книжках порой пугают уродливые изображения людей, животных, угнетает примитивизм рисунка. Все это убивает в ребенке чувство красоты. На самом деле иллюстрации в книге должны помочь ребенку полюбить и увидеть красоту окружающего мира, они призваны раскрыть содержание читаемого текста. Злые карикатуры ни в коем случае не могут быть полезны для детей с их неокрепшими вкусами и отношением к жизни. Вообще чтение книг является мощнейшим инструментом формирования интересов и эстетических вкусов ребенка. Художественная литература знакомит с психологией, жизнью, бытом, характером людей, помогает человеку разбираться в жизни. В русской литературе имеется множество прекрасных стихотворений, поэм, прозы с глубоким церковно-религиозным содержанием (сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. К. Толстого, В. С. Соловьева, К. Р.- псевдоним Великого князя Константина Романова и др.). Глубина их содержания и совершенство формы способны сыграть положительную роль не только в эстетическом, но и в религиозном воспитании детей.

Большим потенциалом для эстетического воспитания детей обладает музыка. Она охватывает область подсознательного, иррационального. Музыка способна расширить и очистить душу, успокаивать или тревожить ее, призывать к молитве или звать в бой, говорить о гармонии мира, но может и звать человека ко греху. Поэтому к музыке, к музыкальному воспитанию, к музыкальной среде, в которой растут дети надо относиться с повышенной осторожностью и вниманием.

Немало эстетических впечатлений может дать и деятельность учения. Например, в математике можно найти «красивое, изящное» решение задачи, подметить красоту линий, форм, симметрии. Родной язык, изучение литературных произведений, уроки пения, рисования также дают немалый материал для эстетического воспитания учащихся. Есть своя эстетика в человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между учащимися и родителями и друг с другом. [4, с. 19].

Таким образом, сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественной эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Библиографический список:

  1. Н.Н.Лебедева. Компетентность педагогов в воспитании духовно-нравственной культуры детей и молодежи
  2. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М., 1974 г.
  3. Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М.,
  4. Основы православной культуры. А.В.Бородина. М. 2006