Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Дополнительное профессиональное образование как эффективное средство профессиональной адаптации педагогов.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шмелева Светлана Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 4766
Показать PDF версию Дополнительное профессиональное образование как эффективное средство профессиональной адаптации педагогов.

Шмелева Светлана Анатольевна
доцент кафедры немецкого языка ВГПУ
Россия, г.Воронеж
E-mail: shmelyevasvetlana@rambler.ru

Аннотация: В статье рассматривается социальная значимость и место дополнительного профессионального образования (ДПО) в современном обществе. Выделяются основные мотивы освоения программ ДПО, а также дается характеристика видов ДПО применительно к профессии педагога.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование (ДПО), профессиональная адаптация, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, непрерывное профессиональное образование.

Серьезной угрозой наших дней является отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. Традиционное базовое образование, как общее, так и профессиональное, не успевает за социальными, экономическими, производственными, информационными изменениями, принципиально не может обеспечить человека знаниями, умениями и личностными качествами на всю жизнь. Кризис компетентности просто человека или работника сегодня рассматривается как одно из важнейших звеньев в цепи кризисных явлений.

Установлено, что после окончания вуза ежегодно в среднем теряется 20 % знаний. Как показывает практика, для поддержания знаний на уровне требований современности специалист должен не менее 4 - 6 часов в неделю уделять изучению последних достижений в области, которой он занимается.

Направления, виды, формы образования, ориентированные как на повышение профессиональной компетентности специалиста, так и на его личностное развитие, четко обозначены в законах Российской Федерации "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также в нормативно-правовых актах, принимаемых в соответствии с ними. [1] В этих документах зафиксировано, что образовательные программы, связанные с повышением квалификации, профессиональной подготовкой и переподготовкой по новым специальностям, реализуют образовательные учреждения дополнительного профессионального образования. К ним относятся учебно-методические и образовательные центры, институты повышения квалификации, специальные факультеты вузов, академий.

Поэтому в качестве основы перехода на инновационный путь развития Дополнительное профессиональное образование (ДПО) рассматривается как фактор эффективного функционирования экономики и государственной системы, как важное и необходимое средство профессиональной адаптации личности к современным условиям.

Современное профессиональное образование характеризуется следующими тенденциями развития:

  1. Массовый характер (потребность в высококвалифицированных специалистах возросла.
  2. Изменилась оценка профессионального образования со стороны общества, государства.
  3. Усилилась диверсификация профессионального образования; появились и развиваются корпоративные учебные центры, консалтинговые центры.
  4. Возросла интернационализация рынка труда с усилением мобильности обучающихся.
  5. Потребности производства обусловили модернизацию профессионального образования, приближая его к мировым стандартам. [3, с. 65]

На сегодняшний день одним из наиболее распространенных провайдеров дополнительного профессионального образования являются ВУЗы, что способствует их быстрому реагированию на изменяющиеся запросы государства и общества, улучшению качества образования и повышению конкурентоспособности выпускников. Идея внедрения ДПО в ВУЗе для студентов 2-4 курсов является достаточно новой по сравнению с традиционной системой подготовки специалистов и специфична в мотивационном, содержательном и реализационном плане. Основным мотивом освоения программ ДПО студентами является дополнительный объем практических знаний и навыков в пределах основной специализации высшего профессионального образования, что позволяет выпускникам приступить к выполнению должностных обязанностей в организациях с минимальным временем адаптации. Также дополнительной мотивацией может служить освоение новейших достижений и технологий перед окончанием ВУЗа или необходимость получения практических навыков (умений) в конкретных областях, специализациях, позволяющих выпускникам приступить к исполнению профессиональных обязанностей с минимально затраченным временем.

Для педагогов проблема профессионального роста и профессиональной адаптации особенно актуальна. Профессиональная адаптация – это постоянное привыкание молодых педагогов к содержанию и режиму труда, требованиям и стилю работы, отношениям в трудовом коллективе, общению со всеми субъектами образовательного процесса. С.М. Редлих отметил, что адаптацию начинающего педагога можно рассматривать как начальную фазу определенного этапа развития, А. следовательно, ее нельзя воспринимать как некоторую нежелательную обузу, которую просто необходимо терпеть, она всегда несет в себе определенный созидательный потенциал. [5, с. 19] В профессиональной адаптации происходит развитие или формирование профессионально важных качеств педагога и определяется уровень владения профессиональными навыками. Профессиональная адаптация – это индикатор положительного отношения к избранной деятельности. Для того чтобы адаптация проходила успешно, необходимо включать молодых педагогов в процесс непрерывного профессионального роста. ДПО является как раз таким важным звеном непрерывного профессионального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост. Оно создает условия для актуализации профессионально-психологического потенциала личности, обеспечивая социальную защиту специалиста путем повышения его конкурентоспособности на рынке труда. Целью повышения квалификации является актуализация профессионально-психологического потенциала специалистов. Достижение этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач: мотивирование саморазвития, самообразования, профессионального роста, карьеры; повышение компетентности: социальной, экономической, правовой, специальной, экологической и др.; развитие психологических свойств, профессионально важных качеств, коррекции профессиональных форм поведения; развитие персональной компетентности и корректировки профессионально-психологического профиля специалиста; формирование социальной, профессиональной и персональной компетенции; обеспечение условий саморазвития, самообразования и самоосуществления личности. Основные функции ДПО педагогов сводятся к следующему: диагностическая, предусматривает определение склонностей и способностей, выявление уровня их подготовленности и индивидуально-психологических особенностей с целью обеспечения эффективности повышения квалификации; компенсаторная, связана с ликвидацией пробелов в образовании, обусловленных недополучением знаний преподавателями специальных предметов в процессе их профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями; адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем с целью ориентации в деятельности при смене статуса учебного заведения, профиля подготовки, должности, места работы; познавательная, обеспечивает удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей личности; прогностическая, раскрывает творческий потенциал, выявляет их возможности и готовность к профессионально-педагогической деятельности.

Система ДПО взрослых функционирует в следующих видах:

  1. повышение квалификации работников;
  2. профессиональная переподготовка;
  3. стажировка.

В зависимости от вида образовательных программ предусматривают педагогическое, предметно-профессиональное, специальное повышение квалификации. Специальное повышение квалификации может быть проведено по интегрированному учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями учебных заведений или индивидуально-личностными запросами слушателей. Предметно-профессиональное повышение квалификации связано с углублением, совершенствованием и обновлением знаний и умений по предмету. Оно необходимо для всех специалистов, а особенно важно для специалистов в области новых информационных технологий обучения, для преподавателей гуманитарного и культурологического циклов, для преподавателей общетехнических и специальных предметов.

Что касается профессиональной переподготовки как вида ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ, то она не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ. Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям, с учетом международных требований и стандартов. По окончании программы проводится итоговая государственная аттестация, выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. В настоящее время получение дополнительного образования становится распространенным явлением.

Еще одной формой дополнительного профессионального образования является стажировка. Ее основная цель - формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков, для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Для педагогов стажировка является необходимым звеном в непрерывном образовании. Стажировка может быть организована на базе специально созданных профильных кафедр института повышения квалификации, расположенных в опорных профессиональных учебных заведениях, имеющих соответствующее материально-техническое оснащение. Руководство стажировкой возлагается на опытных специалистов высокой квалификации. Педагогическое повышение квалификации направлено на формирование и развитие профессиональной психолого-педагогической компетентности педагогических кадров, их ориентацию на новое профессионально-педагогическое мышление. Содержание педагогического повышения квалификации проектируется с учетом того, что эффективность обучения в педагогическом учебном заведении определяется как уровнем квалификации преподавателей, так и их ценностными ориентациями. Результатом дополнительного образования является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов. Важная функция ДПО - профессиональное самосохранение специалиста, т.к. профессионализм обеспечивает социальную защищенность и повышает конкурентоспособность. [4, с. 151] Повышение квалификации, профессиональна переподготовка, стажировка являются составными частями системы дополнительного профессионального образования, относительно самостоятельны и обладают элементами любой педагогической системы (цель, содержание, методы обучения, преподаватели, обучающиеся, средства обучения). Исходя из выше сказанного можно сформулировать круг требований к содержанию профессионального обучения. Оно должно быть открытым, т.е. способным к развитию объема за счет субъектного вклада участников процесса. Оно предстает как персонализированное (ориентированное на интересы и потребности конкретных людей); практико-ориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности); кулътуро-сообразное (соответствующее сложившимся культурным моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности во всем его многообразии.

Итак, дополнительное педагогическое образование — это образование особого уровня. Оно может решать очень важную задачу, которая в педагогических вузах сегодня решена не до конца, — это психологическая, профессиональная, личностная поддержка становления педагогов в профессиональной деятельности, то есть формирование личности, поддержка и развитие профессионально значимых качеств педагога. Возможности есть, потому что программы дополнительного педагогического образования строятся на модульной основе. Под каждую компетенцию или под родственные и системные компетенции мы создаем модули. Эта модульная структура позволяет педагогу выбирать собственный образовательный маршрут. А это для него очень значимо.

Важно, чтобы непрерывное профессиональное образование способствовало сохранению и развитию субъектной позиции специалиста на основе самоанализа, самооценки, самоорганизации в дальнейшем освоении поля профессиональной активности.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «О образовании в российской Федерации».http:// минобрнауки.рф/документы/2058
  2. Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство: Материалы II научно-практической конференции (3 октября 2012 г.). -  М.: Издательство «Спутник+», 2013. – 344 с. С. 65.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 4-е изд., перераб., доп. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006.- 336 с. С.151.
  4. Редлих С.М. Адаптация молодого педагога / Профессиональное образование. Столица, №1, 2012, С.19.