Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Дифференцированное обучение на уроках математики в рамках подготовки к ОГЭ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Манько Галина Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 3533
Показать PDF версию Дифференцированное обучение на уроках математики в рамках подготовки к ОГЭ

Манько Галина Васильевна
учитель математики МОБУ СОШ №14 станица Журавская Краснодарского края E-mail: galkamanko@yandex.ru

Я работаю учителем математики в сельской школе. С интересом и вниманием отношусь ко всем нововведениям в образовании. Постоянное изучение новых технологий способствовало повышению результативности моей работы, способствовало углублению собственного диапазона теоретических и практических знаний. Так как единственной формой проведения ГИА практически для всех учащихся 9-х классов является ОГЭ и то, какие результаты будут получены выпускниками на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки учащихся к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированное обучение.

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся.

2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.

3. Выделение отдельных групп в соответствии с диагностикой.

4. Разработка дифференцированных заданий

5. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

6. Контроль за результатами, где характер дифференцированных заданий может меняться.

Разновидностью дифференцированного обучения является технология уровневой дифференциации. Это не какая – то новая технология. Она давно применяется в школе. Эта технология становится просто необходимой в связи с введением ОГЭ, когда одним учащимся достаточно только перешагнуть минимальный порог, чтобы получить аттестат об окончании школы, другим нужно поступить в 10 класс, а третьим нужен высокий уровень подготовки.

За последние пять лет, работая в 9-х классах, я провожу входную контрольную работу в форме ОГЭ. Что это дало?

1. Проверку уровня вычислительной культуры и владение рациональными способами вычислений.

2. Проверку уровня подготовленности к обучению.

При подготовке к ОГЭ по математике основную часть своего времени я уделяю группе слабых учащихся, с которыми совместно разбираем каждое задание 1 части экзамена.

Группа учащихся со средними показателями качества знаний решает задания самостоятельно в своей подгруппе, советуясь и консультируясь внутри своей подгруппы без обращения к помощи учителя на этапе решения. Затем я проверяю выполненные задачи, опрашивая каждого в этой подгруппе по цепочке или вразброс. Причём учащийся должен объяснить каким образом он решил задание.

Проверка заданий 1 части у группы сильных учащихся осуществляется с помощью взаимоконтроля с последующим разъяснением неверно решённых номеров. Задания второй части решаем на дополнительных занятиях для одарённых детей с подробным разбором решения. На таких занятиях особое значение уделяю грамотному оформлению решения задач, так как многие ребята при правильном решении заданий не всегда могут корректно и правильно оформить решение.

При изучении нового материала сильные учащиеся многие темы разбирают самостоятельно. Объяснение нового материала провожу для средней и слабой группы учащихся. Затем рассматриваются примеры, которые выполняю на доске сама, давая образцы оформления записей. Задания идут по степени сложности, причём, выполнив два – три несложных задания, перейдя к более сложным, чётко видно, что группа слабоуспевающих учащихся (основная часть класса), начинает плохо понимать, но тем не менее разбираю данные примеры. Затем вызываю к доске учащегося из средней группы и, если он удачно справляется с заданием, переходим к самостоятельной работе для сильной и средней групп. Группа сильных учащихся получает более сложные задания, вторая на том уровне, что разбирали на доске, а с третьей группой ещё раз кратко повторяем теоретический материал, а затем начинается работа: класс на местах – ученик у доски. Если остаётся время на уроке, то и третья группа получает самостоятельные задания. Домашнее задание даётся также каждой группе отдельно. Параллельно с изучением нового материала разбираются те тематические задания ОГЭ, материал которых был изучен. Потом эти задания проверяю и отдельно с каждым учеником разбираю его ошибки. Для учащихся третьей группы даю образец решения одного из заданий. Первая и вторая группы работают самостоятельно. Технология уровневой дифференциации позволяет выявить пробелы в знаниях каждого ученика и работать с ним по их ликвидации, даёт возможность продвигаться ученику по лестнице знаний вверх. Но есть и минусы: очень большая нагрузка ложится на учителя. Это и подготовка заданий для урока, и подготовка индивидуальных домашних заданий, и их своевременная проверка, и работа по тематическим заданиям ОГЭ и все это в рамках урока. Именно поэтому я провожу дополнительные бесплатные консультации для всех групп учащихся. Для каждой группы составляю план работы. Представляю план подготовки слабоуспевающих учащихся к ОГЭ. (приложение №1)

Что касается групп, то эти образования не постоянны. В течение года состав групп (средней и слабоуспевающей) могут изменяться. Цель моей работы в этом направлении, чтобы к ОГЭ в группе слабоуспевающих учащихся осталось как можно меньше ребят.

№ п/п Тема занятия Дата проведения Отметка о выполнении
МОДУЛЬ «АЛГЕБРА»
1. Умение выполнять действия с рациональными числами. (Модуль «Алгебра» задание №1) октябрь
2. Свойства числовых неравенств. (Модуль «Алгебра» задание №2)
3. Квадратные корни и степени. (Модуль «Алгебра» задание №3) ноябрь
4. Умение решать линейные уравнения (квадратные) (Модуль «Алгебра» задание №4)
5. Решение линейных неравенств, их свойства. (Модуль «Алгебра» задание №8) декабрь
МОДУЛЬ «РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
6. Табличное Представление данных. (Модуль «Реальная математика. Задание №14)
7. Анализ графиков. (Модуль «Реальная математика. Задание №15) январь
8. Решение задач на дроби, проценты, части, пропорции. (Модуль «Реальная математика. Задание №16)
9. Анализ диаграмм. (Модуль «Реальная математика. Задание №18) февраль
10. Расчёты по формулам. (Модуль «Реальная математика. Задание №20)
МОДУЛЬ «ГЕОМЕТРИЯ»
11. Площади фигур. (Модуль «Геометрия». Задание № 11) март
12. Фигуры на квадратной решётке. (Модуль «Реальная математика. Задание №12)
13. Анализ геометрических высказываний. (Модуль «Реальная математика. Задание №13) апрель
14. Решение вариантов ОГЭ Май