Евразийский
научный
журнал

Деятельность государственных органов по защите прав граждан при их работе в сети интернет

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Курбанов Магомед Ибрагимович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1151
Показать PDF версию Деятельность государственных органов по защите прав граждан при их работе в сети интернет

Курбанов Магомед Ибрагимович
Аспирант
Кафедра судебной власти,
правоохранительной и правозащитной деятельности
Юридический институт
Российский университет дружбы народов
E-mail: zheest@mail.ru

Magomed Kurbanov Ibragimovic
Graduate student
Chair of the judiciary, law enforcement and advocacy
Law School
Russian University of Peoples' Friendship

Конституция РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Развивая положения Конституции, ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) определяет понятие «конфиденциальность персональных данных» — обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания (ст. 3). Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на их передачу определенному кругу лиц или на ознакомление с ними неопределенного круга лиц, в том числе обнародование в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставления доступа к персональным данным каким-либо иным способом. Следует особо подчеркнуть, что операторы и третьи лица, получающие доступ к персональным данным физического лица, в т.ч. его фамилию, имя и отчество, обязаны соблюдать установленное ст. 7 Закона о персональных данных требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда персональные данные обезличены или являются общедоступными. Органы прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст. ст. 1, 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации исполнением законов, действующих на ее территории, в том числе Закона о персональных данных, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, обеспечивающим контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных, является Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в соответствии с п. 1 ст. 23 Закона о персональных данных и п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009.

Государственные и муниципальные органы, юридические или физические лица, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных (операторы) обязаны до начала их обработки уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении (ст. ст. 3, 22 Закона о персональных данных). В некоторых случаях операторы вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления территориальных управлений Роскомнадзора. Это относится к персональным данным: субъектов, которых связывают с оператором трудовые отношения; общедоступных персональных данных; включающих в себя только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных; необходимых в целях однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях; включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус федеральных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка и др. (ст. 22 Закона о персональных данных). В числе полномочий Роскомнадзора Законом о персональных данных предусмотрено право на обращение в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представление их интересов в суде, на принятие мер по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований закона. Анализ практики показывает, что в современных условиях деятельность уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных не всегда осуществляется на должном уровне, что обусловливает необходимость повышенного внимания прокуроров к этой сфере правоотношений