Евразийский
научный
журнал

Дебаты как средство обучения иноязычной диалогической речи

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Томашук Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 389
Показать PDF версию Дебаты как средство обучения иноязычной диалогической речи

Томашук Наталья Владимировна
старший преподаватель
кафедры теории и практики английского языка,
ГГУ имени Ф.Скорины,
г. Гомель, Республика Беларусь

Развитие диалогической речи на изучаемом иностранным языке является актуальной проблемой в современной педагогической науке, поскольку довольно часто педагоги сталкиваются с ситуацией, когда у учеников снижается интерес к изучению иностранного языка. И в этом случае очень важно мотивировать ученика, ведь диалогическая речь всегда мотивирована. Опираясь на результаты многих успешных занятий, можно утверждать, что один из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению и диалогической речи — нестандартные методы обучения. К ним можно отнести дебаты, деловые игры, ролевые игры, прием инсценировки, дискуссии и т.д.

Дебаты — это игровая технология, разработанная Карлом Поппером, представляющая собой полемический диалог, проходящий по определенному регламенту, цель которого — убеждение третьей стороны: судей или аудитории. Дебаты имеют свои принципы и правила. Они позволяют развивать как коммуникативные умения учащихся, так и умения грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Кроме того, дебаты развивают у участников мышление, включая умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников.

Задача дебатов — доказать выбранную точку зрения, соблюдая логическую линию выступления (тезис, аргумент, ссылка-поддержка), переубедить соперника. Обязательное условие — корректное поведение, поскольку дебаты — это столкновение позиций, а не личностей соперников [1, c. 38].

Выделяют следующие этапы проведения дебатов:

Этап 1. Подготовительная часть

Данный этап представлен двумя-тремя уроками, на которых осуществляется работа с текстами для чтения, аудирования, письма, а также выполняются языковые и речевые упражнения репродуктивного характера. Также выполняются продуктивные речевые упражнения с целью установления причинно-следственных связей, поиска доказательств и высказывания своей точки зрения.

В качестве домашнего задания ученикам необходимо найти доказательства, иллюстративные ссылки-поддержки. Для этого учащиеся могут воспользоваться прессой, СМИ, статистикой, энциклопедическими статьями, интернетом и другими источниками. Ученикам стоит посоветовать выписать «крылатые выражения», цитаты и изречения, пословицы, словом все то, что поможет украсить речь выступающего.

Этап 2. Проведение игры.

Первой выступает утверждающая команда. Спикер У1 начинает свое выступление с оглашения темы, приводит тезис, аргумент, поддерживающий данный тезис, и украшает речь ссылками-поддержками, которые иллюстрируют его доказательства. Время выступления 2 минуты. По истечении времени судьи прерывают спикера. За каждый проиллюстрированный аргумент они начисляют 2 балла.

Следующим выступает спикер команды отрицания — О1. Ему даётся 2 минуты, на протяжении которых он должен парировать и критиковать реплики команды утверждения. За каждое удачное парирование судьи начисляют 1 балл. Возможен вариант, когда команда отрицания выступает по той же схеме, что и команда утверждения.

Затем происходит смена очередности выступления команд. Команда утверждения критикует, а команда отрицания приводит свои тезисы и аргументы. Общее время для оглашения позиций — 10. После чего каждая команда на протяжении 5 минут обсуждает выступление оппонента, пытаясь выявить слабые места, и готовит свои вопросы, требующие разъяснения или доказательств.

После чего на протяжении 5 минут спикер каждой команды (У2 и О2) «атакует» вопросами оппонента. Оппонент «защищающейся» команды должен аргументированно и доказательно ответить на заданные вопросы. Каждый заданный объективный вопрос и доказательный ответ судьи оценивает в один балл. Задают вопросы и отвечают спикеры У2 и О2.

Заключительный этап представляют спикеры У3 и О3. В течение одной минуты они выступают с заключительной речью, используя домашние заготовки («крылатые выражения», цитаты, изречения, афоризмы, поговорки). В выступлении они подводят итог всему сказанному и еще раз озвучивают позиции. За выступление каждому спикеру ставится от одного до трех баллов.

Команды благодарят друг друга и ждут решения судей.

Этап 3. Завершение игры.

На протяжении всей игры судьи ведут подробный протокол, в котором они фиксируют все выступления, делают пометки. Тем самым они исключают повторяемость в аргументах и ответах.

В своём выступлении судьи подводят итоги, оценивая полноту аргументации, качество парирования, количество и глубину вопросов, а также действенность выступления спикеров. Учитывается содержательность и манера подачи. Споры с решением судей не допускаются.

Таким образом, дебаты — это коллективный проект, в котором должен реализовываться принцип максимального вовлечения всех студентов; всем участникам должны быть предоставлены одинаковые условия для высказываний; итоги должны быть подведены, победители должны быть определены; уровень владения иностранным языком не является единственным критерием подведения итогов дебатов. Кроме того, данная технология и ее элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуация, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку.

Литература

  1. Никулица, И.Н. Использование технологии «дебаты» на уроках английского языка / И.Н. Никулица // Иностранные языки в школе. — 2012. —  7. — С. 38-41
  2. Бендецкая, М.Е. Дебаты как диалог / М.Е. Бендецкая // Замежная мовы у РБ. — 2003. —  1. — С. 24-29