Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Чтение сказки «Алиса в стране чудес» в урочной и в неурочной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий и достижения личностных и метапредметных результатов у обучающихся 6 классов МсСВУ.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Скупенко Елена Николаенва
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2023»  (октябрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 135
Показать PDF версию Чтение сказки «Алиса в стране чудес» в урочной и в неурочной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий и достижения личностных и метапредметных результатов у обучающихся 6 классов МсСВУ.

Скупенко Е.Н.
преподаватель отдельной дисциплины «Иностранный язык»
ФГКОУ «Московское СВУ МО РФ»

Аннотация. В статье автор предлагает рассмотреть целесообразность чтения сказки в урочной и внеурочной деятельности «Алиса в стране чудес» для формирования универсальных учебных действий и достижения личностных и метапредметных результатов у обучающихся 6 классов МсСВУ. Предлагаемая разработка по применению адаптированной сказки «Алиса в стране чудес» и упражнения по сказке позволяет познакомить обучающихся со сказкой как явлением иноязычной культуры и реализовать практический, воспитательный, развивающий и образовательный аспекты обучения. Статья предназначена для преподавателей ДОУ МО РФ.

Ключевые слов: мыслительная деятельность, конкурсы, олимпиады, чтение, текст сказки, универсальные учебные действия, Федеральный государственный образовательный стандарт.

В ФГОС ООО подчеркивается необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий различных видов: личностных УУД, регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД [1]. Но, на практике преподаватели иностранного языка ДОУ МО РФ сталкиваются с определенными трудностями, связанные с недостаточным количеством упражнений, направленных на развитие определенных видов УУД. Опыт показывает, что в современных условиях необходимы такие учебные материалы, которые позволяют реализовать все аспекты обучения (образовательный, воспитательный, развивающий).

Одним из учебных материалов является аутентичная англоязычная сказка. «Алиса в стране чудес» — это прекрасно творение Льюиса Кэролла, посильна для восприятия обучающимися 6 классов МсСВУ. По мнению филологов роль сказок в обучении помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, что такое добро и зло, на чем следует основывать отношения к своим и чужим поступкам. Чтение сказки способствует личностному самоопределению, расширяет знание моральных норм (личностные УУД). Для домашнего чтения в 6 классе МсСВУ преподаватели в соответствии с программой УМК «Спотлайт 6» предлагают для чтения сказку «Алиса в стране чудес», русский перевод которой весьма популярен среди обучающихся в возрасте 11 −12 лет. Таким образом, обучающиеся хорошо знакомы с переводным вариантом сказки на родном языке. Типичные черты сказки, такие как демонстрация моральных ценностей, использование приема поляризации для отражения понятий «добро» и «зло», разрешение конфликтных ситуаций усиливают воспитательное воздействие на суворовцев. Словарь сказки замкнут кругом элементарных понятий, в нем отсутствуют узкоспециальные слова. Характерной чертой сказки является наличие большого количества фразовых глаголов, что дает возможность обучающимся выучить много новых глаголов. Как правило, в различных языковых конкурсах и олимпиадах присутствует несколько заданий на фразовые глаголы. Наряду с другими учебными материалами, сказка готовит суворовцев к сознательному вхождению в мир. Очевидно, сказка заключает в себе нечто, как нельзя более отвечающее интеллектуальным потребностям человека в его стремлении к самосознанию.

Существуют определенные требования к сказкам:

— построение сказки должно быть ясным и четким;

— описываемые события должны быть связаны с действительностью;

— должны присутствовать положительные моменты.

При обучении иностранным языкам необходимо учитывать проблему сохранности аутентичности текста сказки. Л.Н. Полушина указывает на весьма весомые аргументы [2]:

1. упрощение текстов может в дальнейшем затруднить переход к пониманию текстов из реальной жизни;

2. «препарированные тексты теряют характерные признаки текста как особой единицы коммуникации;

3. аутентичные тексты являются оптимальным средством обучения культуре страны изучаемого языка.

Вероятно, что выражение «простой текст» не означает «неаутентичный». Тест сказки «Алиса в стране чудес» серии «Английский клуб», издательства «Айрис Пресс» довольно простой, но в нем присутствует аутентичная лексика, используются языковые средства, отражающие особенности культуры страны изучаемого языка и национальной ментальности носителей языка. Чтение является неотъемлемой частью ЕГЭ по иностранным языкам. Данный вид деятельности является неотъемлемой частью Всероссийской Олимпиады школьников по английскому языку. Военный университет МО РФ проводит творческий конкурс по английскому языку среди обучающихся 7 классов довузовских образовательных организаций Минобороны России по теме «Литературная Англия» (дистанционно). Задания конкурса предполагают, что обучающиеся ДОУ МО РФ занимаются активным чтением литературы на английском языке.


Чтение формирует критическое мышление — это сложный ментальный процесс, начинающийся с ознакомления с новой информацией и заканчивающийся принятием решения. [1, с. 84] Развитие умения критически мыслить на основе текста это наиболее эффективный способ достижения данного метапредметного результата. Метапредметные результаты и их компоненты играют важную роль в процессе подготовки обучающихся к будущей познавательной и профессиональной деятельности, к решению реальных практических задач. В процессе чтения реализуется выражение личностного отношения к содержанию текста, событиям, персонажам. Читая книгу «Алиса в стране чудес» в урочной и внеурочной деятельности преподаватель решает коммуникативные задачи, которые требуют от суворовцев выполнять следующие действия:

1. искать скрытый смысл — чтение «между строк»;

2. осмыслить то, как текст может быть воспринят разными читателями;

3. определять стиль текста;

4. прогнозировать содержание;

5. критически анализировать и оценивать прочитанное;

6. аргументировать свою точку зрения.

Итак, чем конкретно мы занимаемся на уроках домашнего чтения?

Во-первых, мы разработали рабочую программу, где выделили отдельно уроки домашнего чтения и постарались совместить их с основной тематикой УМК «Спотлайт 6 класс». Например, тема «My Place», основная цель описание своей квартиры. По ходу урока мы описываем дом Алисы, дворец Королевы, дом Кролика и выполняем ряд тренировочных упражнений на достижение коммуникативных, регулятивных и познавательных результатов. В конце суворовцы выбирают, чей дом им бы хотелось нарисовать и описать. Для подведения итога, мы проводим конкурс и обучающиеся самостоятельно оценивают работы и выбирают лучший вариант. Выполняя данный вид работы, суворовцы учатся осуществлять взаимоконтроль, эффективно взаимодействуют с преподавателем и одноклассниками, осознанно строят свое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Список литературы:

1. УУД [ФГОС Основное общее образование — ФГОС (fgos.ru)]

2. Полушина, Л.Н. Текстотека учебника как основа формирования социокультурной компетенции: Автореф. дис.... канд. пед. наук. -М., 1995.- 22.

3. Alice’s Adventures in Wonderland (adobe.com)

4. Byram M., Esarte-Sarries V. Investigating cultural studies in foreign language teching. Clevedon, Avon: Multilingual Matters, 1991.