Евразийский
научный
журнал

Бюджетное планирование расходной части местных бюджета

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Краснопеев Илья Сергеевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1899
Показать PDF версию Бюджетное планирование расходной части местных бюджета

Краснопеев И.С.,
научный руководитель - Аврамчикова Н.Т.,
доктор экономических наук, доцент
Сибирский государственный Аэрокосмический Университет
имени академика М.Ф. Решетнева
Россия, 660014, г. Красноярск,
пр. имени газеты "Красноярский рабочий", 31
E-mail: krasnopeevis@yandex.ru

В статье исследуется проблематика бюджетного планировании расходов с позиций применяемых в современных условиях моделей, этапов совершенствования. Выявляются особенности применяемых методов бюджетирования, ориентированного на результат и программно-целевого бюджетирования.

Ключевые слова: бюджетные расходы; бюджетное планирование; бюджетирование; ориентированное на результат; программно-целевое бюджетирование; программный бюджет.

Проблематика обеспечения результативности и эффективности бюджетных расходов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации является актуальной и востребованной. При этом одним из основных направлений реформирования системы управления расходами является совершенствование бюджетного планирования.

Более того, именно на стадии бюджетного планирования закладываются возможности воздействия на экономику через расходы бюджета.

Отметим, что планирование расходов бюджета является составной частью бюджетного планирования, и, на наш взгляд, представляет собой совокупность методов, реализуемых в соответствующих способах и приемах, связанных с определением объема бюджетных средств в соответствии с расходными обязательствами публично-правовых образований, принятыми исходя из приоритетов проводимой в соответствующих экономических условиях бюджетной политики. Все процессы, происходящие в бюджетной системе Российской Федерации, направленные на совершенствование бюджетного планирования расходов, можно обобщить, разделив на 3 этапа.

Первый этап охватывает период с конца 1990-х по 2003 гг. На данном этапе процесс реформ связан с восстановлением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, модернизацией системы общественных финансов, созданием Стабилизационного фонда Российской Федерации, формированием новой системы межбюджетных отношений.

Второй этап охватывает временной период с 2004 по 2008 гг., причем именно он, на наш взгляд, является основополагающим в повышении результативности бюджетных расходов. Особенно важным в данном контексте послужило принятие в 2004 г. «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах», включающей такие основные направления как: реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета, введение в бюджетную практику среднесрочного финансового планирования, внедрение модели бюджетирования, ориентированного на результат, упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджетов [2].

Третий этап — с 2009 г. по настоящее время. Характеризуется разработкой ряда документов, предусматривающих совершенствование системы управления общественными финансами. При этом в качестве основного финансового инструмента, позволяющего обеспечить эффективное использование бюджетных средств, выдвинуто программно-целевое бюджетирование. Именно оно призвано обеспечить интеграцию стратегического и бюджетного планирования.

В бюджетной практике переход к составлению программного бюджета обусловлен положениями Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов [3].

К приведенным обобщениям, раскрывающим направления совершенствования бюджетного планирования расходов, необходимо добавить следующее.

В экономической литературе часто понятия «программно-целевое бюджетирование» и «бюджетирование, ориентированное на результат» отождествляются. Однако, на наш взгляд, это не совсем верно, поскольку «бюджетирование, ориентированное на результат» — понятие более широкое и в содержательной части представляет собой  совокупность трех взаимосвязанных элементов: среднесрочного бюджетного планирования, программно-целевого метода распределения расходов, системы контроля оценки результативности бюджетных расходов. Бюджетирование, ориентированное на результат, представляет собой метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных средств исходя из общественной значимости ожидаемых и конкретных результатов их использования с учетом приоритетов государственной экономической политики. В свою очередь планирование расходов бюджетов с целью предоставления общественных благ может реализовываться с помощью сметного, нормативного и программно-целевого бюджетирования. Таким образом, программно-целевое бюджетирование является одним из способов реализации механизма бюджетирования, ориентированного на результат.

Литература

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Изд-во «Омега-Л», 2012.

  2. «Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах» / Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249.

  3. «Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» / Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101–р.