Евразийский
научный
журнал

Борьба за душу и сознание человека в современный период

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Эшкуватов Шухратжон Муродуллаевич, Джумаева Хулкархон Мухаммаджоновна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1698
Показать PDF версию Борьба за душу и сознание человека в современный период

Эшкуватов Шухратжон Муродуллаевич, 
преподаватель Сурхандарьинского областного института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования.
Джумаева Хулкархон Мухаммаджоновна 
магистир Каршинского государственного Университета

Идеологическая картина современного мира. Подобно тому, как мир имеет свой политический, экономический, культурный облик, он имеет также и свою идеологическую картину. В идеологической картине современного мира все ярче бросается в глаза деятельность «идеологических полигонов», ведущих борьбу с помощью различных средств, оказывающих влияние на души и сознание человека. Такие идеологические полигоны возникают в результате усиления борьбы за овладение сознанием и душой людей, и эта борьба ведется не с боевым, а прежде всего, с идейным, идеологическим оружием.

Вам хорошо известно из географии, что мир по территориальному признаку разделен на различения регионы и континенты. Эти территории имеют четкие границы. Однако человечество к концу ХХ в. столкнулось с проблемами, не знающими границ. К их числу относятся такие проблемы как конфликты региональные, религиозно-этнические, на основе агрессивного национализма и шовинизма, духовный кризис, наркомания, терроризм и др.

К тому же, целый ряд проблем возникает в связи с процессами глобализации, ускорения потока информации. Самое плохое то, что возникают различные силы, пытающиеся расширить сферу своего влияния различными идеологическими средствами, завоевать душу и сознание людей, заставлять, таким образом, целые народы и государства следовать за ними. Основной принцип, определяющий идеологическую картину мира заключается именно в этом.

Термин «полигон» взят из греческого слова, которое означает «многогранность». Обычно под полигоном мы подразумеваем специфические поле, где испытываются оружие и техника, ведется подготовка войск, проводятся военные тренировки и занятия.

Из опыта истории известно, что в целях захвата чужих территорий или защиты своей непрерывно совершенствовалось виды военных вооружений. Все они направлялись на уничтожение живой силы и материальных средств реального или предполагаемого врага. Сейчас идеологическим полигоном стало мировоззрение всего человечества и каждого народа. Ибо народ, у которого завоеваны душа и сознание, будет побежден врагом. Понятие «идеологический полигон» впервые употреблено И.Каримовым в ответах на вопросы главного редактора журнала «Тафаккур».

Идеологический полигон есть идейный центр, осуществляющий следующие мероприятия: 1) усиление идеи и идеологии, направленных на завоевание души и сознания людей используя финансовые и современные технические средства; 2) применение разных видов духовного оружия (пропаганды, дезинформации и т.п.); 3) управление потоками информации в корыстных интересах.

Как отметил И.Каримов, «сегодня человек живет, ощущая постоянное влияние, распространяющееся из близких и дальних идеологических источников различного толка, которые служат лишь интересам определенных государств и политических сил»

Вооруженное нападение на страну или нанесение ей экономического ущерба можно легко увидит и чувствовать. Однако идеологическое влияние не так просто узреть и чувствовать. Его влияние происходит через радио, телевидение, газеты и журналы, Интернет, вообще через все средства массовой информации. Оно преследует людей везде – дома и на улице, на месте работы. Распространяемые из идеологических полигонов, на первый взгляд, безвредные фильмы, художественные произведения, игрушки, предметы повседневного обихода и т.п. влияют на чувства людей, направлены на овладение их душой и сознанием. Например, в поставляемых из-за рубежа под ширмой «религиозной литературы» некоторых книгах религии придается политический статус; сообщаются неверные сведения о джихаде. Вследствие содержащихся там измышлений молодежь, не знающая истинного смысла религии, верящая распространителям таких измышлений, может вступать на неверный путь. Или фильмы, пропагандирующие бесстыдство, варварство и насилие, также являются носителями вредных воздействий, распространяемых из идеологических полигонов.

В идеологической картине современного мира видна борьба двух противоборствующих сил. Первая из них является передовой идеологией, обеспечивающей стремление народов к прогрессу; а вторая является вредной и разрушающей идеологией, пытающийся воспрепятствовать народам, идущим по пути прогресса. Передовые страны, создающие основы свободной и благополучной жизни, стремящиеся к еще большему продвижению вперед, развивают свои идеологии на базе общечеловеческих ценностей и демократических принципов. Ибо такая идеология дает возможность человеку свободно проявлять свои дарования. Например, вся сила и мощь нашей Родины, ее созидательный талант направлены на дальнейшее процветание страны, на укрепление мира и спокойствия, на создание фундамента благосостоятельной жизни для всех людей, проживающих на этой священной земле. Вместе с этим, такие вредные идеологии, как агрессивный национализм, шовинизм, неофашизм, расизм и религиозный экстремизм, приспосабливаются к современному прогрессу, выступают в новых формах. Примером этому могут служить столкновения на территории бывшей Югославии на основе агрессивного национализма и сепаратизма, выступления религиозно экстремистских сил, окопавшихся на территории ряда восточных и европейских стран. Религиозный экстремизм является преступным действием, который, прикрываясь ширмой религии, стремится подорвать конституционный строй, пытается изменить его насильственными средствами. Он проявляется в настоящее время во многих регионах и странах. Он все более превращается в страшное бедствие для человечества.

Идеологические процессы в современной эпохе приобретают ряд специфических особенностей. При этом появляется, с одной стороны, демократизация идеологических процессов, их гуманизация, т.е. плюрализм мнений и толерантность разнообразных политических сил. С другой стороны, идеологические процессы приобретают такие особенности, как излишняя политизация, коммерциализация. В-третьих, бросаются в глаза такие особенности идеологических процессов как быстрый выход идей и идеологий за пределы отдельных национальных государств, их глобализация, недостаточная обоснованность. На идеологическую картину современности сильное влияние оказывает глобализация экономики и информационно-коммуникационных процессов (сеть Интернет, спутниковые каналы связи и т.п.). Теперь если возникает что-то новое в каком либо уголке мира, оно быстро подчиняется идеологическим целям и распространяется в мир мыслей и чувств миллионов людей.

Например, если в каком либо регионе миро по техническим причинам или из-за природной стихии случится катастрофа, то идеологический центр в принципе может обвинять себе враждебный центр во всех несчастиях. В этом процессе тот центр, у которого больше возможностей распространять информацию, который заранее знает что влияет на людей, в чем они нуждаются – тот центр преуспеет во внедрении в душу и сознание людей своей точки зрения и побеждает в битве информации. Поэтому в настоящее время на ведущее место выходит информационная борьба между различными силами и центрами на мировой арене. На самом деле, в руках политических сил различные идеологии посредством такой борьбы обеспечивают достижение политических целей, нередко пользуясь наивностью (особенно – необразованностью) некоторых людей, стремятся к идеологическому разделу мировой арены. Например, ваххабиты, пользуясь оторванностью в течение долгого времени некоторых народов от религиозного просвещения, под предлогом обучения их канонам религии, пытаются внедрить в душу и сознание людей свои зловредные идеи. Такое положение наблюдается и в нашем регионе, в частности, на территории Узбекистана. Однако, наш народ, имеющий свои древние традиции, бессмертные ценности, богатое наследие и духовность своих предков не верит таким пустым, по сути антирелигиозным призывам, вырабатывает свою идеологию, основываясь на национальных и общечеловеческих ценностях, на опыте независимого развития и достижениях современных цивилизаций. Для противостояния таким опасностям, например, как ваххабизм и национализм, предполагается формирование в сердцах нашего народа, прежде всего молодого поколения, идеологического иммунитета.                   

Список  литературы

  1. Каримов И. А. Наша главная цель - неуклонно следовать курсом построения свободного общества и благополучной жизни // Народное Слово - 8 декабря 2007. - № 12

  2. Каримов И. А. Высокая духовность - непобедимая сила. Т.: Маънавият, 2008 с -

  3. Каримов И. А. Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса.  - Т.: Узбекистан,1997 с -

  4. Каримов И. А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. - Т.: Узбекистан, 2000 с -

  5. Конституция Республики Узбекистан.  - Т.: Узбекистан, 2009 с -

  6. Каримов И. А. Миллий истиклол мафкураси – халқ эътиқоди ва буюк келажакка ишончдир.-Т.: Ўзбекистон, 2000 с -

  7. К. Комилов, Ў. Хасанбоев, Н. Хошимов Диний экстремизм ва халқаро терроризм – жамият тараққиётига тахдид.- Т:. Тошкент Ислом университети нашриёт - матбаа бирлашмаси, 2009-

  8. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. Т:. Узбекистан, 2009-