Евразийский
научный
журнал

Банкротство ОАО "Трансаэро": взгляд на финансовый менеджмент компании

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Семенова Ольга Олеговна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2016»  (февраль)
Количество просмотров статьи: 1672
Показать PDF версию Банкротство ОАО "Трансаэро": взгляд на финансовый менеджмент компании

Семенова Ольга Олеговна

По данным годовой отчетности ОАО «Трансаэро» является второй авиакомпанией России в 2014 г. по числу авиаперевозок. Пассажиропоток за данный период составил 13,2 млн. человек. Не смотря на это компания стала банкротом. В данной статье приведены основные выводы по анализу финансового менеджмента компании, а так же последствия банкротства ОАО "Трансаэро". 


ОАО «Трансаэро» — крупнейшая частная российская авиакомпания. Выполняет пассажирские и грузовые рейсы по России, а также международные рейсы средней и большой протяжённости в страны Европы, Азии, Северной и Латинской Америки. Флот авиакомпании составляет свыше ста воздушных судов.

О проблемах «Трансаэро» стало известно в сентябре 2014 года, когда компания обратилась в правительство с просьбой о выделении госгарантий. В конце декабря 2014 года «Трансаэро» были получены госгарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд руб. Новые попытки получить помощь у государства успехов не принесли. Минэкономики посчитало, что хронические убытки перевозчиков (Трансаэро и ЮТэйр) возникли из-за политики самих компаний, и приняло решение не в адресной господдержке, а в уходе компаний-должников с рынка.

Как показывает анализ финансовой отчетности компании по итогам 2014 года выручка «Трансаэро» составила 113,761 млрд руб., а чистый убыток — 14,46 млрд руб. Общие обязательства «Трансаэро» по итогу 2014 года составляли около 160 млрд руб., из которых на краткосрочные приходилось 81,2 млрд руб., кредиторская задолженность увеличилась почти на 70 %, до 36,2 млрд руб. Среди негативных факторов, оказавших воздействие на работу компании — международные санкции, значительное снижение курса рубля, ограничение пролетов через воздушное пространство Украины, сокращение объёмов покупок воздушных перевозок туроператорами- партнерами, введение ограничений на выезд за рубеж целого ряда категорий государственных служащих, а также как следствие начало снижения объёмов внутренних грузовых авиаперевозок.

Основными ресурсами достижения целей компании были: государственные  и банковские кредиты, так как уже с 2009 года в компании наблюдалась отрицательная прибыльность, что не позволяло существовать за счет собственных ресурсов. Долги компании превысили все мыслимые и немыслимые пределы. Отсутствие грамотного финансового менеджмента компании привело к следующему: на конец марта 2015 года чистый долг «Трансаэро» составлял 67,6 млрд рублей. При этом большая часть этой суммы приходится на краткосрочные долги — краткосрочные заемные средства на конец первого полугодия составляли 45,8 млрд рублей. Чистый убыток компании в первом полугодии 2015 года составил 8,577 млрд рублей.

Финансовый менеджмент компании не отвечает по большинству из оцениваемых критериев:

· интегрированность с общей системой управления предприятием  (компания не шла ни на какие компромиссы и переговоры с другими участниками фирмы, создала избыток самолетов, постоянно увеличивала нерентабельные маршруты)

· комплексный характер формирования управленческих решений (компания делала упор на маркетинговый отдел предприятия с целью увеличения пассажиропотока и наращивания масштабов деятельности, забыв о решении проблемы большой задолженности компании – через технические и финансовые службы компании в целом)

· высокий динамизм управления (менеджмент компании не обладает высоким динамизм, учитывающим изменения факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия)

· многовариантность подходов к разработке управленческих решений (в стремлении увеличить пассажиропоток и снизить долги за счет увеличения масштабов авиаперевозок загнала себя в долговую яму, забыв о необходимости снижения задолженностей компании)

Итогом такого неграмотного управления финансовыми, техническими и трудовыми ресурсами предприятия стало банкротство. Однако оно отразилось не только на самом предприятии, но так же на кредиторах и на рынке авиаперевозок страны в целом.

На начало июня 2015 года долги перед банками – кредиторами Трансаэро составил 85 млрд. рублей. Ущерб банков-кредиторов по оценкам экспертов составит от 90 до 200 млрд. рублей, в результате чего им может потребоваться докапитализация. Учитывая сложившуюся экономическую ситуацию в банковском секторе, долги компании отрицательно скажутся на балансах банков.

После банкротства «Трансаэро», туроператорам, которые были завязаны на этого привозчика, проблематично выполнить свои обязательства. Так, сотрудничавшие с Трансаэро туроператоры, оказались без услуг перевозчика и не способными выполнить свои обязательства. В итоге, многие туристы либо не могут вылететь, либо вернуть свои деньги. Рост цен авиаперевозок в свою очередь отразился так же и на путевках  – дорожает отдых в Таиланде, Куба.

Уход Трансаэро ведет к серьезным изменениям структуры рынка авиаперевозок: появляется риск того, что Аэрофлот сможет занять более 50% рынка, что даст ему положением монополиста, диктующего условия на стоимость и условия авиаперелетов; закрылись некоторые направления маршрутов; увеличится дефицит маршрутов авиалиний из-за сокращения автопарка в стране в целом; риск роста цен, что негативно скажется на всем рынке и, как следствие, снижение объемов пассажиропотока.

Ситуация с ОАО «Трансаэро» является неоднозначной. Можно выразить как отрицательные, так и положительные стороны банкротства компании.

1. Погашение части долгов перед кредиторами за счет продажи имущества компании

2. Прекращение «бесполезных» дотаций со стороны государства и  растрачивания бюджета

3. Сокращение числа маршрутов и прямых перелетов

4. Удорожание стоимости билетов на перелеты

5. Потеря рабочих мест более чем 2000 человек

6.  Ухудшение платежеспособности туристических агентств, задержки вылетов пассажиров, невыполнение туроператами  условий договоров перед клиентами, недополучение прибыли курортными городами.

7. Большая часть невыплаченных долгов перед кредиторами

ОАО «Трансаэро» является наглядным примером неграмотного финансового менеджмента и управления компании в целом. Упор на маркетинговые действия не принес компании должного результата. Это доказывает, что компания должна развиваться гармонично во всех направлениях, грамотно использовать имеющиеся ресурсы и с большой осторожностью наращивать свою задолженность, неподкрепленную активами.