Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шумов Максим Владимирович
старший преподаватель ОмГУ им. Ф.М.Достоевского,
Россия, г. Омск
E-mail: mvshumov@mail.ru
В статье рассматривается тишина как средство звуковой выразительности, а также выделяются функции тишины в кино. Подробно на примерах рассматривается атмосферная функция тишины.
Ключевые слова: Средства звуковой выразительности, функции тишины, тишина, атмосферная тишина.
«Тишина — отсутствие каких-либо звуков, то есть акустических раздражителей органа слуха человека» [1, с. 115].
Ошибочно считать, что тишина — это полное отсутствие всех звуков в звукозрительной фразе. Авторами произведения сознательно отсекаются лишь самые главные звуки — те, отсутствие которых будет создавать сильнейшее эмоциональное воздействие на эпизод.
Тишина — это пространство, в котором не отсутствуют звуковые элементы, а наоборот присутствуют, но мы их по задумке автора не слышим. Именно поэтому, при просмотре фильма нам легко считать эмоциональный настрой эпизода. Тишиной в эпизоде режиссер как бы ставить тире между двумя кадрами для осмысления идеи истории. И вот задача этого «тире» не разрушить архитектоническое построение истории, а, наоборот, связать создавая зачастую более сильную эмоциональную атмосферу чем другие средства звуковой выразительности — речь, музыка, шумы.
Тишина, взаимодействуя со многими звуковыми элементами эпизода обладает многочисленными выразительными функциями.
Из всего ряда функций выделим три по мнению автора наиболее важные.
1. Атмосферность тишины;
2. Символика и образность тишины;
3. Субъективное восприятие окружающего мира.
В данной статье рассмотрим первую функцию — тишина создает атмосферу эпизода.
Полное или частичное отсутствие звуков наделяет кинокадр спокойствием, умиротворением, задумчивостью, лирикой. Обычно эта тишина присутствует в пейзажных эпизодах. Так очень часто подобную тишину в своих лирических картинах использует режиссер Эльдар Рязанов. Например, в фильме «Жестокий романс» тишиной наделены кадры туманной Волги, осенние пейзажи усадьбы Огудаловых. Режиссер в этих эпизодах отказывается от музыки и навязчивых шумов растягивая кадры во времени и наделяя их унылой лирикой.
В фильме «Тихие омуты» Эльдар Рязанов с помощью тишины снова наделяет одноименный поселок свободой, безграничностью, легкостью, делая это в противовес нагнетающему городу, в котором герой Александра Абдулова «связан по рукам и ногам» и кажется навеки заточен в «каменные джунгли». Перед нами две крайности — глухая деревня на берегу реки, «захлебывающаяся в тишине» и шумный рутинный город, «засасывающий в себя» всех, кто влечется за интересной жизнью. Режиссер, накаляя конфликт внутри главного героя заставляет его выбрать тишину, спокойствие, свободу, с помощью которых и создает атмосферу нового пристанища героя Абдулова.
В подобной функции участвует тишина в польском фильме «Канал», где после сцен обороны последнего своего участка повстанцы спускаются в канализационные сооружения предместья, чтобы добраться до свободного района, и их внезапно охватывает тишина подземного мира. Контраст с пальбой на поверхности земли весьма красноречив, так же, как и контраст между царящим внизу мраком и резким светом сцен боя. Через некоторое время эта тишина нарушается едва слышными высокими нереальными звуками, которые подчеркивают безмолвие подземных ходов. Здесь тишина служит главной темой эпизода и подчеркивается минимальными звуковыми явлениями, как это бывает часто в действительной жизни: мы воспринимаем тишину именно благодаря тому, что слышим слабые звуки, которые в обычной обстановке не доходят до нашего восприятия. Здесь тишина в первую очередь служит для характеристики окружающего мира.
Нельзя сказать, что для кино тишина явление уникальное или редкое. Однако тишина — «сильнейшее оружие» в арсенале режиссера. Включая тишину в историю режиссер как бы вызывает зрителя на бой провоцируя его и заставляя испытывать сильные эмоции. Умелое использование тишины в фильме помогает зрителю погрузиться в атмосферу, раскрыть характер героев и понять главную мысль произведения.
Список литературы