Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Яхьяева Мархат Увайсовна
ассистент кафедры уголовного права и криминологии ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный
bela_007@bk.ru
В современных условиях деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений должна носить правовой характер, основываться на Конституции РФ, соответствующих законах и следовать духу толерантности. Однако отношения в обществе еще не приобрели той степени олерантности, когда можно было бы говорить о том, что все без исключения политические, общественные и религиозные организации безоговорочно следуют идеологии терпимости. Некоторые общественные и религиозные объединения организации, средства массовой информации предрасположены к экстремистским проявлениям и поэтому у государства должны быть правовые инструменты эффективного противодействия такого рода деятельности, связанной с разжиганием национальной, расовой, религиозной, политической, идеологической и социальной розни.
Экстремистская организация гораздо более опасна для национальной безопасности, чем отдельный экстремист. "Последний может совершить преступление, в том числе, жестокое и кровавое... Но экстремистская организация является "фабрикой расширенного производства" подобных преступников с непрерывным циклом... Поэтому государство должно сосредоточиться в первую очередь на борьбе с экстремистскими организациями и их идеологическими подразделениями средствами массовой информации".[1]
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие запрет экстремистской деятельности, внутреннюю безопасность, устойчивость государственной власти, отсутствие угроз целостности страны.
Дополнительным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 282.2 УК РФ, как мы полагаем, выступает нормальная деятельность органов правосудия по обеспечению исполнения решения суда, а в целом — по обеспечению соблюдения положений Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
Объективная сторона анализируемого состава преступления в ст. 282 УК РФ заключается в действиях, описанных в законе как организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности:
Особенность объективной стороны этого деяния, таким образом, -бланкетность диспозиции данной нормы, вследствие чего необходимо обращение к Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" и иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Законодатель вводит в оборот новый термин "экстремистская организация", который должен быть отличаем от рассмотренного нами ранее в ст. 282 УК РФ "экстремистского сообщества".
В диспозиции ст. 282.2 УК РФ текстуально точно воспроизводится понятие "экстремистской организации", которое дано в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности". Экстремистская организация - "общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности".
Как религиозное, так и общественное объединения являются некоммерческими организациями, созданными на основе добровольного объединения граждан. Как некоммерческие организации они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.[2]
В целом же думается, что термин "экстремистская организация" в контексте исследуемой нормы представлен не совсем удачно. Вряд ли стоило присваивать подобное обозначение объединению, которое не ставит своей целью совершение преступлений экстремистской направленности, а только допускает осуществление экстремистской деятельности и может быть ликвидировано из-за нее по решению суда. Однако о корректировке законодательного текста в этой части говорить, по нашему мнению, вряд ли возможно.
В целом же экстремистская организация непреступна по цели своей деятельности, экстремистское же сообщество преступно. Организация создается и регистрируется в установленном законом порядке, сообщество же таким быть не может в силу своей изначальной криминальности.
Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282 УК РФ, образует участие в деятельности экстремистской организации, как в форме активного поведения, так и пассивного; к примеру, продолжение хранения кассы подпольно действующего объединения; его оружейного арсенала и т.д.
Справедливости ради следует отметить, что- существующая; на сегодняшний день практика применения ст. 2822 УК РФ базируется в основном на использовании ч. 2 этой нормы.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ, выражена виной в виде прямого умысла, при котором лицо осознает, что организует деятельность именно той организации, в отношении которой вступило в.силу соответствующее решение суда, либо же участвует в такой деятельности и желает так поступать. Осведомленность, лица о наличии вступившего в законную силу судебного решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности является обязательной.
Субъект преступления общий: физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.
Как следствие, мы полагаем возможным предложить для обсуждения возможность исключения действующей ст. 282.2 УК РФ из уголовного закона. Учитывая, что само по себе продолжение деятельности экстремистской организации, вне реального совершения преступлений экстремистской направленности, преимущественно посягает на интересы правосудия, представляется необходимым дополнить УК РФ новой статьей 315. Одновременно необходима дальнейшая проработка Федерального закона. "О противодействии экстремистской деятельности" и смежных, с ним законов, по недопущению возникновения и функционирования подобных организаций.
Соответственно, ст. 315УК РФ могла бы быть изложена в следующей редакции:
"Статья 315. Неисполнение решения суда о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения, иной некоммерческой организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Организация деятельности или участие в деятельности экстремистской организации то есть общественного или религиозного объединения, иной некоммерческой организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, -
наказывается...
Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности экстремистской организации, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава-преступления.
Литература: