Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Анализ расходования средств из республиканского бюджета (на материалах контрольно-ревизионного департамента министерства финансов Чеченской Республики за 2015 год)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Магомадов Магомед Лечиевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2001
Показать PDF версию Анализ расходования средств из республиканского бюджета (на материалах контрольно-ревизионного департамента министерства финансов Чеченской Республики за 2015 год)

Магомадов М.Л.
магистрант 2 года обучения
юридического факультета
Чеченского государственного университета
E-mail: mt_63@mail.ru

В социально-экономических отношениях общества, главенствующую роль занимает бюджетная система. Рассматривая бюджетную систему Чеченской Республики, следует отметить, что проводится активная социальная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий проживания граждан, успешно решаются вопросы экономического развития данного субъекта Российской Федерации.

На основании Положения о контрольно-ревизионном департаменте (Далее — КРД) Министерства финансов Чеченской Республики, утвержденного приказом Министерства финансов Чеченской Республики от 15.01.2013 № 01-03-01/21, государственную функцию по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики в финансово-бюджетной сфере при использовании средств консолидированного бюджета Чеченской Республики, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в республиканской и муниципальной собственности.

В соответствии планом контрольно-ревизионной работы Министерства финансов Чеченской Республики на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительства ЧР от 16.02.2015 № 20, КРД осуществлял контрольно-ревизионную деятельность.

При изучении информации о проведенной работе, стало известно, что в 2015 году КРД Министерства финансов Чеченской Республики было проведено ревизионных мероприятий в 331 учреждениях и предприятиях, из них плановых, 320 ревизий. [1]

Вместе с тем, шесть ревизий по плану проведения Министерством финансов Чеченской Республики по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о системе в сфере закупок на второе полугодие 2015 года, утвержденного приказом Министерства финансов Чеченской Республики от 20 июля 2015 № 01-03-01/61, две ревизии по обращению следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике, одна проверка организована по заданию Главы и Правительства Чеченской Республики, одна проверка осуществлена по обращению органов Министерства внутренних дел Чеченской Республики, одна проверка по обращению органов прокуратуры Чеченской Республики. [2]

По состоянию отчета о деятельности КРД Министерства финансов на 1 января 2016 года, результаты проведенных 331 ревизий в 256 учреждениях и предприятиях, свидетельствуют о следующих нарушениях законодательства в финансово-бюджетной сфере в том числе:

— в организациях — получателях средств республиканского и муниципального бюджета 167 и 8 соответственно;

— в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 68;

— в прочих 13.

Всего выявлено нарушений 405 в том числе:

— нарушения нормативно-правовых актов Российской Федерации и Чеченской Республики по организации бухгалтерского учета и отчетности, в количестве 370;

— нарушения в сфере бюджетного законодательства, в количестве 24;

— нарушения в сфере законодательства о закупках для государственных (муниципальных) нужд, в количестве 11.

Следует отметить, что в ходе ревизии устранено нарушений нормативно-правовых актов РФ и ЧР по организации бухгалтерского учета и отчетности в количестве пяти штук.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), принцип эффективности использования средств, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). [3]

Направление, а также расходование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, понимается как неправомерное использование бюджетных средств.

Общая сумма финансовых нарушений по результатам проведенных ревизий составила 68 016 518 рублей, в том числе:

1. Неэффективное использование денежных средств составило 47 940 920 рублей, в том числе:

— в организациях — получателях средств республиканского бюджета 47 898 554 рублей;

— в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 42 366 рублей.

2. Неправомерное расходование составило 23 780 рублей, в том числе:

— в организациях — получателях средств муниципального бюджета 20 000 рублей;

— в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 3 780 рублей.

3. Недостача (излишки) денежных средств в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 1 656 рублей;

4. Недопоступление налоговых платежей в республиканский бюджет 11 093 рублей;

5. Прочие финансовые нарушения 20 039 069 рублей, в том числе:

— в организациях — получателях средств республиканского бюджета 11 985 294 рублей;

— в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 8 053 775 рублей.

В ходе проведения контрольных мероприятий в ГКУ «Центр молодежных и детских объединений „Перспектива“», были выявлены финансовые нарушения в использовании средств республиканского бюджета в размере 4 333 527 рублей, по инициативе КРД материал направлен в прокуратуру.

Возмещено средств, использованных с нарушением законодательства, дополнительно поступило платежей, взыскано штрафных санкций и предотвращено потерь по результатам проведенных ревизий и проверок 13 936 рублей, в том числе:

— в организациях — получателях средств республиканского бюджета 6 500 рублей;

— в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 5 436 рублей.

— в прочих 2 000 рублей.

Восстановлено в добровольном порядке 13 936 рублей, в том числе:

— в организациях — получателях средств республиканского бюджета 6 500 рублей;

— в учреждениях и организациях с участием Чеченской Республики 5 436 рублей.

— в прочих 2 000 рублей.

Направлено пять предписаний по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Проведенный нами мониторинг в расходовании средств республиканского бюджета показал, что многими учреждениями и предприятиями ввиду не исполнения или не надлежащего исполнения требований бюджетного законодательства, допускаются чаще всего следующие характерные виды нарушений, как неэффективное использование бюджетных средств, нарушения ведения бухгалтерского учета, нарушения в учете и списании материальных ценностей, необоснованное повышение коэффициентов к должностным окладам при начислении заработной платы, нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, нарушения порядка ведения кассовых операций и т.д.

Проведенными проверками нецелевого расходования бюджетных средств не выявлено, что позволяет сделать вывод о положительной организации внутреннего финансового контроля, осуществляемого учреждениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Отчет о ревизиях КРД на 01.01.2016г. [Электронный ресурс] — URL: http://www.minfinchr.ru/deyatelnost-3/informatsiya-o-provedennykh-proverkakh
  2. Магомадов М.Л., Магомадова Т.Л. Практика надзора за расходованием бюджетных средств в государственных бюджетных учреждениях при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности (на материалах чеченской Республики) (статья) IV Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь, наука, инновации», Грозный, 2015 г. — С.110-114.
  3. Бюджетный кодекс Роccийcкой Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ  актуальной редакции).