Евразийский
научный
журнал

Анализ основных тенденций коррупционной преступность в системе органов местного самоуправления

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Эрсимикова Марха Юсуповна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 1439
Показать PDF версию Анализ основных тенденций коррупционной преступность в системе органов местного самоуправления

Эрсимикова Марха Юсуповна
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Коррупционная преступность в России в системе органов местного самоуправления представляет собой социально-обусловленное явление, детерминированное исторически-развивающимися традициями и культурно-бытовыми свя­зями. Местное самоуправление — первичное исторически сложившееся в догосударственный период звено в механизме реализации социально-властных отношений, созданное для само­организации общества и обеспечения посредством общественной самодеятельности соци­ально-экономических основ жизнедеятельности человека и общества.

С созданием государства основными об­разующими коррупционную преступность в России в системе органов местного самоуправ­ления факторами являлись принципы организации органов местного самоуправления, предусматривающие введение системы «кормления», предписывающей для обеспечения служа­щих органов самоуправления осуществлять взимание с местного населения сборов и «пре­подношений в почесть». Государственно-правовое развитие России сопровождается уста­новлением государственного контроля в сфере организации, функционирования органов местного самоуправления и строгой регламентации социально-властных полномочий.[1]

Под коррупционной преступностью в органах местного самоуправления предлагается понимать сложное социально-правовое явление, образующими элементами которой являются преступления коррупционной направленности, связанные с противоправными посягательствами на законные интересы граждан и их общественных объединений путем использования служебного положения и вверенных полномочий. Преступления коррупционной направленности в рассматриваемой сфере образует совокупность противоправных умышленных деяний должностных лиц органов местного самоуправления, руководствующихся корыстным мотивом, получением имущественных прав и выгод в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды для себя или для третьих лиц.[2]

Коррупционная преступность в органах местного самоуправления в России имеет выраженные федеральные и региональные особенности состояния, динамики и структуры. На федеральном уровне наиболее распространенными уголовно-правовыми пося­гательствами в сфере местного самоуправления являются получение и дача взятки, посред­ничество во взяточничестве. На региональном уровне на примере Дальневосточного феде­рального округа установлено преобладание количественных показателей тяжких коррупци­онных преступлений, совершаемых в сфере местного самоуправления.

Региональные особенности коррупционной преступности в органах местного самоуправления обосновываются совокупностью факторов. Региональными детерминантами кор­рупционных преступлений, совершаемых служащими органов местного самоуправления в Дальневосточном федеральном округе, являются: географическая отдаленность региона от центральных органов государственной власти; территориальная протяженность Дальнево­сточного федерального округа, сопряженная с отдаленностью муниципальных образований от столицы субъекта; падение уровня социально-экономического развития региона, влекущее низкое развитие транспортной инфраструктуры между населенными пунктами и администра­тивными центрами; резкое снижение уровня благосостояния местного населения и закономер­ное увеличение социально-бытовых проблем; рост общеобразовательной и правовой безгра­мотности местного населения; повышение правового нигилизма и осознание правовой незащищенности.

В целях противодействия коррупционной преступности в органах местного самоуправления предлагается создание комплексного механизма, основанного на взаимосвязи организационно-практических мер по предупреждению и профилактике преступлений кор­рупционной направленности и оптимизации мер уголовно-правового воздействия. В основу национального механизма противодействия коррупцион­ной преступности в органах местного самоуправления должны быть положены правовые постулаты международного публичного права и последовательная имплементация антикоррупционных стандартов в национальное законодательство.

Литература:

  1. Бидова Б.Б. Теоретические и правовые основы профилактики преступлений на уровне муниципальных образований //Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2015.№ 4 (19). С. 204-207.
  2. Бидова Б.Б. Антикоррупционный мониторинг в государственной политике противодействия коррупции в России //Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 573-575.