Евразийский
научный
журнал

Актуальный педагогический опыт: от выявления до внедрения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Полищук Татьяна Николаевна, Карпенко Наталия Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2021»  (январь, 2021)
Количество просмотров статьи: 81
Показать PDF версию Актуальный педагогический опыт: от выявления до внедрения

Т.Н. Полищук,
методист БММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО»
г. Белгород
E-mail: polishykt@mail.ru

Н.Н. Карпенко,
методист БММЦ ОГАОУ ДПО «БелИРО»
г. Белгород
E-mail: karpenko_nn@beliro.ru

Под актуальным педагогическим опытом понимается мастерство педагога, показывающего стабильно высокие результаты, высокий уровень воспитанности и развития.

Теоретической базой исследований, связанных с передовым педагогическим опытом являются труды таких российских ученых, как Ю.К. Бабанский, Я.С. Турбовский, В.И. Загвязинский, Ф.Ш. Терегулов.

С точки зрения доктора педагогических наук В.И. Загвязинского, «передовой педагогический опыт — это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты» [2, с.66].

По А.А. Глинскому, «педагогический опыт — это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств. При этом оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников образовательного процесса, а эффективность — как степень достижения заданной педагогической цели с учётом оптимальности» [1, с.203].

Обобщение опыта — это формирование теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом достигнутых результатов и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Актуальность, научная обоснованность, новизна и результативность — главные качества конструктивного педагогического опыта.

Перед нами встает вопрос, а зачем же изучать и обобщать педагогический опыт?

Одно из наиболее важных направлений в деятельности педагога — это обобщение и распространение педагогического опыта. Согласно Федеральному закону N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» статья 20 п.1 — «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования», п.5 — «федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику» [3].

Для руководителей образовательных учреждений актуальный педагогический опыт может стать основой для принятия грамотного управленческого решения — руководить с перспективой.

Для педагогической науки особенная ценность актуального педагогического опыта заключается в том, что он прокладывает новые пути в педагогической науке и практике.

У педагога, обобщающего свой педагогический опыт, повышается профессиональная компетентность. При описывании опыта педагогу необходимо продемонстрировать креативность своего профессионального мышления, умение выделять педагогические проблемы, находить в процессе практико-экспериментальной или исследовательской деятельности способы их решения.

Педагоги других образовательных организаций имеют возможность познакомиться с результативным опытом работы и использовать идею опыта, отдельные приемы, методики и т.д. в своей педагогической деятельности.

Педагог при работе по обобщению собственного опыта должен руководствоваться следующим:

1. Устанавливаются противоречия между методами и формами работы и повышения ее эффективности. Формулируется проблема.

2. В соответствии с поставленной проблемой начинается поисковая работа. Определяется объект исследования и обобщения актуального педагогического опыта.

3. Составляется план изучения и обобщения — окончательно формулируются тема и цели, уточняются направление деятельности и приемы (методы) изучения и обобщения (доклад, статья, методическая разработка и т.д.).

4. Осуществление самоанализа и самооценка результатов педагогом: полученный материал проверяется, уточняется его достоверность.

5. Обобщение и осмысливание педагогом своего педагогического опыта: анализ фактов, выявление взаимосвязи, формулирование выводов, практическая проверка полученных результатов, при необходимости дополнение изученными материалами. Основной критерий оценки опыта работы — результативность опыта, поэтому опыт необходимо критически оценить.

6. Описание опыта. Необходимо показать, чем актуальный педагогический опыт будет полезен, в чем выражается новаторский подход, как комбинируются элементы известных методик и технологий, насколько он уникален, какова роль автора в разработке инновации, соответствует ли основополагающим положениям педагогики, психологии, методологии.

7. Подбор и оформление приложений к работе (схемы, модели уроков, карты, таблицы и т.д.). Материал оформляется в соответствии с современными подходами к оформлению методической литературы.

8. Представление актуального педагогического опыта в массовой практике и распространение его идей, а также перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта в своей профессиональной практике.

Профессиональные качества преподавателей, чей опыт является актуальным, характеризуются соответствующими понятиями: новаторство, исследовательский подход и профессиональное мастерство.

Учитель профессионал—это мастер, свободно владеющий технологией работы
Учитель новатор—педагог, пробующий все новое, обогащает свой опыт новыми формами работы, средствами повышающими эффективность учебно-воспитательного процесса
Учитель исследователь—всесторонне саморазвивающаяся личность, его труд насыщен элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности

Все виды педагогического опыта важны.

Подавляющее большинство педагогов владеет педагогическим мастерством, многие используют в своей работе новаторские подходы, часть педагогов занимается проектной и исследовательской деятельностью. При изучении передового опыта важно знать особые виды педагогической деятельности, пропагандируя и распространяя их среди педагогической общественности, стремясь донести достижения мастерства, новаторства, изобретательства до всей массы педагогов.

Порядок внесения актуального педагогического опыта в банк данных.

Первым этапов внесения педагогического опыта для изучения и обобщения является образовательная организация (решение о внесение актуального педагогического опыта в банк образовательной организации принимает Методический совет по представлению заместителя директора по методической работе или руководителя методического объединения).

Второй этап — муниципальный банк данных (значимость опыта должна быть подтверждена его успешным распространением среди педагогов через выступление по теме опыта на семинарах, педагогических чтениях, конференциях, проведение мастер-классов, публикации).

Третий этап — региональный банк данных (актуальный педагогический опыт вносится в областной банк данных по рекомендации муниципальной методической службы после внесения его в муниципальный банк данных или по итогам областных конкурсов педагогического мастерства, если соответствует критериям актуального педагогического опыта).

Используя успешный педагогический опыт, необходимо помнить, что педагог обобщает инновационную деятельность, основанную на конкретном исследовании, определяет способы и средства решения для конкретной образовательной ситуации. Источниками инноваций являются инновационные образовательные практики, возникающие и распространяющиеся в образовании.

1. Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения: пособие для руководящих работников общеобразовательных учреждений, специалистов отделов (управлений) образования и системы повышения квалификации /А. А. Глинский. — Минск: АПО, 2010. — 341 с.

2. Загвязинский В.Ч. Учитель как исследователь / Педагогика и психология, 1980-№ 4, с.65-93

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014)