Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Юрова Ксения Игоревна
Директор юридического департамента ООО «УК «Орион»,
доцент кафедры государственного права
Международного инновационного университета,
г.Сочи, Российская Федерация
Согласно Всеобщей декларации прав человека [1, с. 34] дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации [3] гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка [2] и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
Приоритетной национальной задачей является обеспечение каждого ребенка теплом и заботой, благополучного и защищенного детства.
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
По итогам 2013 года в России выявлено 324 тысячи детей-сирот. На Кубани детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей более 18 тысяч [5, с. 34].
Активная государственная политика, направленная на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к значительному сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (на 42 процента за последние пять лет; в 2011 году - на 105,7 тыс. детей) [4] .
Существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 70 процентов - дети подросткового возраста, 33 процента - дети с ограниченными возможностями здоровья, 40 процентов - дети, имеющие братьев и сестер.
Вместе с тем по количеству детей, воспитывающихся в институциональных формах, в том числе детей-отказников, детей, возвращенных из приемных семей, - в лучшей зоне находятся Тюмень, Краснодар, Калужская, Липецкая, Белгородская, Курская области, Пермский край. А тяжелейшая ситуация в Забайкальском крае, в Тверской и Амурской областях, в этих регионах растет количество детских домов. Вместо того чтобы закрывать детские дома и дома ребенка, как это происходит на территории Краснодарского края, например, приходится задумываться о строительстве новых. Кроме того, имеющиеся дома нуждаются в ремонте. В Забайкальском крае 15 детских домов, и большая часть из них нуждаются в ремонте - учреждения имеют 90% износа.
За последние годы социальная политика правительства Краснодарского края в интересах детей, реализуемые государственные целевые программы, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей.
В Краснодарском крае осуществляются различные мероприятия по стимулированию устройства детей-сирот [2, с. 44].
В 2014 году, согласно данным пресс-службы администрации Краснодарского края, усыновили 496 детей. В данный момент ждут своих родителей 851 ребенок, и это на 33% меньше, чем в 2013 году, и в 4 раза меньше, чем в 2007 году.
Увеличены пособия и вознаграждения для семей, взявших детей-инвалидов и детей-сирот до 3 лет. Осуществляют свою работу школы приёмных родителей, которые подготавливают к жизни в семье и родителей, и детей. Детям-сиротам и детям-инвалидам оказывается помощь в профориентации, трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения.
В Краснодарском крае с каждым годом растет число усыновленных детей, за последние восемь лет детей, которые ждут новых родителей, стало в четыре раза меньше.
В связи с этим необходимо упомянуть и один из ключевых факторов, способствующих активизации усыновления, как меры господдержки приемных семей. Так, на Кубани семьям, усыновившим детей-сирот, выплачивается единовременное пособие в размере 300 тысяч рублей, усыновившим ребенка-инвалида - 500 тысяч рублей. В 2014 году такие пособия получили 290 человек, из них 10 семей - на детей-инвалидов. Всего на эти цели из краевой казны было направлено более 90 млн. рублей. В целом ежегодно на поддержку приёмных семей и детей, находящихся под опекой, край выделяет более двух миллиардов рублей.
Также в Краснодаре ежегодно проходит вручение ключей от квартир детям-сиротам в канун Нового года. За время действия программы «Дети Кубани» с 2009 года в Краснодаре приобретено 428 квартир, в том числе: в 2009 году - 34, в 2011 году - 30, в 2012 году - 36, в 2013 году - 216.
За последние 15 лет в Краснодарском крае закрылись 35 детских домов. В настоящее время в регионе осталось 5 таких учреждений, в них воспитываются около 300 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2013 году в Краснодаре было передано в приёмные семьи 130 детей. С сентября 2012 года прохождение «Школы замещающих родителей» стало обязательным практически для всех кандидатов, как в замещающие родителей, так и кандидатов в усыновители. В отдельную службу выделена «Школа приёмных родителей». Создание отдельной службы обусловлено и необходимостью соблюдения единой политики подготовки кандидатов в приемные родители на территории Краснодарского края. В настоящее время подготовку замещающих родителей осуществляет государственное учреждение «Краевой методический центр».
В рамках работы службы сопровождения замещающих семей в Краснодаре осуществляется психолого-педагогическое, социальное и правовое сопровождение замещающих семей - это и корректирование отношений в семьях между родителями, кровными и приемными детьми, и помощь в решении школьных проблем приемных детей и вопросов общения с родственниками приемного ребенка, а также наследственных и жилищных вопросах. Специалисты службы проводят консультации, индивидуальные и психокоррекционные занятия как с детьми, так и с замещающими родителями и членами их семей.
Таким образом, на примере Краснодарского края можно сказать, что ведётся полноценная всесторонняя работа по улучшению ситуации сиротства, оказывается необходимая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, внедряются различные процессы стимулирования усыновления, что позволяет говорить об уменьшении степени международного усыновления и его развитии на территории РФ.
Тем не менее, при существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан детей сложно передать в семьи.
Основными целями государственной политики, направленной на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются следующие:
В этой связи приоритетными для государства должны стать два основных направления деятельности.
Первое – разграничить на уровне федерации предметы ведения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации по вопросам государственной защиты детства.
Второе - активная работа органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Реализуя положения ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации необходимо принимать законы, определяющие новые формы семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения.
Список использованной литературы: