Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Актуальные вопросы теории терроризма, негативное влияние террористических актов на национальную экономику, ее безопасность и устойчивость

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): ГАЛАЛИ РИЗГАР Дж. .Азиз
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 3431
Показать PDF версию Актуальные вопросы теории терроризма, негативное влияние террористических актов на национальную экономику, ее безопасность и устойчивость

Галали Ризгар
аспирант,
Южный федеральный университет,
г. Ростов-на-Дону,
E-mail: rizgargalali111@mail.ru

Исторические факты показывают, что такое явление, как терроризм, может иметь место в любом государстве мира, независимо от уровня жизни населения, образованности и прочих факторов. Практика показывает, что терроризм способен активно распространяться по всему миру, поэтому необходимо разрабатывать такую систему национальной экономической безопасности, в которой особое внимание уделено поиска и разработки методов и подходов к снижению рисков возникновения террористической угрозы. Авторы данной статьи рассматривают актуальные вопросы теории терроризма, а также негативное влияние террористических актов на национальную экономику, ее безопасность и устойчивость.

Ключевые слова: национальная экономика, террористическая угроза, безопасность, устойчивость, риск.

Новейший этап развития общества характеризуется все более нарастающей проблемой терроризма. Человечество столкнулось с терроризмом новой формации. Постоянное расширение масштабов террористических актов, увеличение количества террористических актов, изобретение новых методов и приемов — все это характерно для сегодняшнего состояния уровня террористической угрозы.

Терроризм невозможно описать универсальным определением. Некоторые ученые полагают, что целесообразно лишь выделить основные характерные признаки этого негативного явления — насильственные действия, направленность насилия на дестабилизацию социально-экономического и политического положения в государстве или регионе, наличие некоторой экстремистской идеологии и проч. [1].

Важность проблематики государственной политики в вопросах развития национальной экономики и ее регионов возрастает в связи с увеличением негативных настроений в обществе, ухудшением экономического состояния, усилением внешнеполитических угроз и т.д. Поэтому значительный интерес представляют те исследования, которые изучают механизм обеспечения безопасности и устойчивости национальной экономики от терроризма.

Современное состояние общества характеризуется таким угрожающим фактором, как возможность возникновения террористических атак в любом государстве и нельзя утверждать, что это возможно лишь в развитых странах или наоборот — лишь в развивающихся. Каждая страна в той или иной степени подвержена террористическим атакам и безопасность государства находится под угрозой. Но особенно надо отметить, что именно те государства, в которых происходят процессы определенных реформ, те государства, в которых возникают сложные критические условия трансформации, переходы в развитии, разного рода кризисы, в особенности подвержены риску террористических атак. Возможно, в таких государствах к этому приводит ухудшение уровня жизни населения, проблемы с духовностью населения. И поэтому и возникают такие течения, как терроризм. Возникающие маргинальные акты террористической направленности приводят к колоссальным потерям различного характера — человеческим, экономическим, политическим и.т.д.

Терроризм, как известно, это форма проявления агрессии. В рамках этологического подхода агрессия может быть определена как «поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов» [2]. Основой всякой агрессии является страх — эмоциональные и поведенческие реакции, вызванные угрозой (реальной или мнимой) потерять или не приумножить ресурсы. И если по оценкам специалистов террористические акты в развитых странах с достаточно сильной экономикой имеют меньшее влияние на экономику из-за ряда причин, то на экономику и жизнь населения развивающихся стран и стран с трансформационными процессами терроризм оказывает самое негативное влияние, в частности в экономическом плане.

Одним из наиболее сильных примеров является Ирак. C 2005 по 2014 годы, потери иракской экономики от терроризма составили 159 млрд долларов согласно паритету покупательной способности. По состоянию на 2014 год, это составляло 32 % от ВВП страны [3].

Но следует заметить, что назвать максимально точную сумму экономического ущерба от терроризма достаточно сложно из-за того, что терроризм приводит не только к потерям населения и прямым материальным убыткам, но и причиняет крупный косвенный ущерб экономикам различных стран — как развитых, так и более бедных.

Косвенные потери, которые могут быть в десятки раз выше прямых экономических потерь. Это может быть связано в частности и с усилением мер безопасности для обеспечения защита национальной экономики, или увеличением размеров страховых выплат и проч. На примере ряда недавних террористических атак видно, что эти акты насилия заметно, а в некоторых случаях и кардинально, могут поменять экономическое поведение людей и подорвать развитие определенных сфер бизнес в ряде государств.

Защита государства, его экономических основ от террористов является весьма дорогостоящим занятием. Государства всего мира продолжают увеличивать расходы на обеспечение собственной безопасности, что оказывает существенное влияние на их бюджеты [4].

Негативное влияние терроризма на экономику государства может проявляться во многих формах, но наибольшее внимание необходимо уделить таким следствиям террористических актов, как снижении доходов страны и ослаблении темпов роста экономики, сокращении прямых иностранных инвестиций, а также крайне отрицательное влияние на международную торговлю.

В экономическом анализе причин развития терроризма можно выделить два основных подхода — геоэкономический и национально-ориентированный. Первый рассматривает современный терроризм как порождение мирового хозяйства и глобализации, то второй подход основной акцент делает на социально-экономических особенностях отдельных, в большинстве случаев менее развитых стран, способствующих прямо или опосредованно развитию в них терроризма [5].

Развитые и хорошо диверсифицированные экономики имеют гораздо больше шансов устоять перед террористической угрозой и легче исправить негативные последствия по сравнению с развивающимися странами, которые большей частью имеют узконаправленную специализацию экономической деятельности. Кроме того, страны с развитой экономикой обладают более обширной ресурсной базой. Поэтому и на борьбу с терроризмом такие страны могут выделять большие «ассигнования». И это в ряде случаев действительно помогает несколько снизить число террористических актов, нежели в странах с еще недостаточно крепкой экономикой. Такой, например, как Ирак. И особую опасность представляет тот факт, что в следствии террористических актов, которые имеют место в том или ином развивающемся государстве, ресурсы могут не просто перейти в другую, непострадавшую, отрасль, а вообще уйти из страны.

Ко всему прочему, страны с экономическим положением, подобным Ираку, в подавляющем большинстве случаев не имеют специализированными ресурсами для борьбы с терроризмом. В связи с этим угроза террористических атак для таких государств возрастает и приводит к значительным макроэкономическим потерям.

Следует подчеркнуть, что на размеры потерь от терроризма для экономики той или иной страны существенно влияют множество факторов: многообразие проявлений терроризма, сопротивляемость экономики, уровень безопасности и т.д. Поэтому подчеркнем важность такого превентивного метода, как обеспечение безопасности национальной экономики.

В связи с этим особый интерес представляет дальнейшее изучение вопросов безопасности национальной экономики государства, которая является исходной социальной потребностью общества и человека. Безопасность — это основа государственности и цивилизованного развития и существования общества, государства и человека. Утрата безопасности как атрибута, то есть неотъемлемого свойства социально-экономической системы, приводит к ее упадку, к гибели. Поэтому фундаментальной задачей экономической системы, в частности национальной экономики, является обеспечение в первую очередь именно экономической безопасности. В настоящее время не сложилось однозначного понимания сущности экономической безопасности региона, что обусловлено конкретно-локальными региональными процессами, формирующими и влияющими на экономическую безопасность [6].

Также следует отметить, что с развитием глобализационных процессов риск террористического воздействия, с которым может столкнуться национальная экономика, значительно возрос. Глобализация — это необратимый процесс современного этапа развития общества. Это процесс усиления взаимосвязи и взаимовлияния основных направлений и составляющих развития мирового сообщества, это многофакторное взаимодействие разнообразных явлений международной жизни. Ей характерны все более глубокие переплетения национальных экономик, что может вызывать негативное отношения у определенных, нередко у деклассированных слоев населения.

Глобализация требует от государств мира работы в едином пространстве. В соответствии с этим национальные интересы могут быть несколько отодвинуты назад, а на первый план выходят связи мирохозяйственные. Интеграция сырьевых и прочих ресурсов, которая имеет место при глобализации, обостряет соперничество между странами-экспортерами ресурсов. Это может не находить положительного отклика у некоторых слоев населения, которые склонны к террористическим актам как способу проявления своего несогласия. Соответственно, национальная экономика данного государства также пострадает, поскольку все-таки процессы глобализации имеют большее количество положительных черт и последствий для экономики того или иного государства.

Рассматривая терроризм как угрозу национальной экономике, следует отметить, что материальный (экономический) ущерб, который наносят террористические акты, достаточно специфичен. Террористические акты генерируют информационный поток, который формирует у населения негативные эмоции, создает состояние всеобщей повышенной нервозности, что не может не отразиться на результатах деятельности общества, в частности экономической. Зачастую от терроризма в первую очередь страдают такие отрасли, как транспорт, туризм и инвестиционная составляющая. Например, яркий пример потерь национальных экономик Египта, Турции от резкого уменьшения количества туристов после ряда террористических актов, имевших место в данных государствах.

На современном этапе развития общества перед национальной экономикой любого государства появляется все большее количество факторов неопределенности, которые накладывают определенный отпечаток на экономическую деятельность предприятий данной национальной экономики. Увеличивается диапазон рисков, с которыми сталкивается как национальная экономика в целом, так и предприятие в частности. Это касается и риска террористической угрозы. Террористическая угроза будет рассматриваться как один из видов риска, которому подвержено современное общество [7]. Именно эти моменты и побуждают к формированию эффективной системы риск-менеджмента национальной экономики или к усовершенствованию существующей.

Научная литература касательно данного вопроса выделяет несколько групп рисков. Эти группы сформированы на основе изучения многолетнего мирового опыта в исследовании экономических рисков. Остановимся подробнее на политическом риске. Зачастую этот вид риска осложнен религиозным фактором. Хотя наряду с последним влияние оказывают и массовое недовольство в обществе из-за ряда причин, чаще всего социального характера. Также была отмечена возможность риска экспроприации и национализации. И если риск национализации связан непосредственно с действиями государства, то риск экспроприации может исходить от различных террористических организаций.

Известно, что в ряде государств некоторые террористические организации контролируют некоторые сферы бизнеса. И неудивительным является то, что предприятия подвержены риску экспроприации со стороны террористических организаций. Считается целесообразным назвать это риском рейдерского захвата предприятий террористическими группировками. Как видно из вышеприведенного рисунка, особое внимание уделено риску террористической угрозы, его источникам и взаимосвязи с такими видами риска, как социальный и политический. Выше было указано, что социальный риск оказывает влияние такие факторы социального характера, как доход на душу населения, потребительские цены, уровень безработицы, религию. Проблемы в указанных сферах существуют в той или иной степени в любом государстве. Но в каждом государстве эти проблемы сплетаются в уникальный симбиоз, который в самом худшем сочетании приводит к риску возникновения терроризма. Поэтому на схеме на рисунке 1 и был выделен контур риска террористической угрозы, который включает в себя взаимосвязь социального и политического риска для национальной экономики.

На сегодняшний день существует значительное количество научных работ, посвященных вопросам управления рисками. Однако вопросы управления риском на уровне национальной экономики в условиях нестабильного финансового и социально-политического положения рассмотрены в недостаточной степени. Главными методами снижения рисков в экономике независимо от отраслевой специфики является страхование, резервирование (самострахование), хеджирование, распределение, диверсификация, минимизация рисков и избежание (отказ от связанной с риском операции). Каждый из методов управления экономическим риском имеет определенные преимущества и недостатки в процессе применения в практической деятельности предприятия, поэтому принятие решения об использовании определенного метода управления экономическим риском должно приниматься с учетом большого количества факторов, а именно, в соответствии с видом риска, степени подчиненности определенного риска управлению, отраслевых особенностей деятельности предприятия, финансовых и кадровых возможностей субъекта управления риском, в частности на уровне национальной экономики. Следует отметить, что для снижения рисков террористической угрозы целесообразно применять такие методы, как, страхование, резервирование и диверсификация. И если практика страхования и резервирования уже активно функционирует и развивается во всем мире, то практика использования диверсификации, как метода снижения риска, развита недостаточно. Диверсификация предполагает рассредоточение капитала между различными объектами вложений с целью снижения экономических рисков [8].

Интерпретируя общеизвестное определение диверсификации с точки зрения рисков террористической угрозы, можно сказать, что диверсификация рисков террористической угрозы на уровне национальной экономики — это диверсификация хозяйственной деятельности государства с позиции взаимозаменяемости субъектов национальной экономики и их взаимопомощи в результате возникновения негативного события, несущего ущерб национальной экономике. Предлагается разработанная диверсификация рисков террористической угрозы:

— Видовая диверсификация: эффективная организация функционирования различных отраслей хозяйствования в национальной экономике (НЭ);

— Валютная диверсификация: использование различной валюты при покрытии убытков в случае террористического акта;

— Трансфертная диверсификация: различные способы передачи средств пострадавшим субъектам НЭ;

— Институциональная диверсификация: развитие национальной системы институтов, которые могут осуществлять помощь разного рода субъектам НЭ, пострадавшим от террористических актов.

Для предотвращения возникновения риска терроризма в любом государстве необходимо максимально стабилизировать социально-экономическое и политическое положение. Как было замечено выше, экономическая безопасность является фундаментальной основой безопасности национальной экономики. Как сложная многофакторная категория экономическая безопасность определяется состоянием экономического механизма, который должен обеспечивать экономический рост и развитие социальной сферы при достаточной защите экономических интересов государства.

В результате формируется способность противостоять и противодействовать системе угроз внешнего и внутреннего происхождения, одним из элементов которой является терроризм как таковой. Следует заметить, что для сил, формирующих устойчивую национальную экономику, которая функционирует в условиях безопасности разного рода, крайне необходимо учитывать такие стресс-факторы, которые несет в себе террористическая угроза во всех ее проявлениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Галкина Е. В. (2014). Противодействие политическому экстремизму и терроризму: новый взгляд // Теория и практика общественного развития, № 1, с. 341–344.
  2. Ильясов Ф. Н. (2000). Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. М.: ИМА-пресс, 200 с.
  3. Бандиопадхия С., Сандлер Т. и Юнас Д. (2015). Ущерб от терроризма // Финансы и развитие, июнь 2015, с. 26-28.
  4. Киреев М. П. и Тагиров З. И. (2016). Терроризм и экономика // Сервис в России и за рубежом, Т. 10, № 5(66).
  5. Латов Ю. В. (2007). Экономический анализ терроризма //Общественные науки и современность, № 5, с. 28-45.
  6. Афанасьева Л. В. (2016). К вопросу о логической структуре экономической безопасности региона // Национальная безопасность, № 5, с. 640-645.
  7. Бек У. (2000). Общество риска. На пути к новому модерну. М.: Прогресс-Традиция.
  8. http://abc.informbureau.com