Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Крючкова Светлана Николаевна
учитель математики
МОУ Майская гимназия
Белгородского района Белгородской области
lana_nk@list.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в изучении предметной области "Математика" указывает на необходимость овладения навыками устных, письменных, инструментальных вычислений. Однако, учителями средней ступени, развитию и закреплению этих навыков, зачастую не уделяется достаточного внимания, в силу большого объёма нового материала и убеждённости, что эти навыки учащимися уже приобретены при освоении программы начальной школы.
При этом, как показывает практика, ученики по окончании начальной школы, не всегда имеют прочные вычислительные навыки. Этому способствует во-первых широкая доступность калькуляторов, имеющихся у каждого ученика в мобильном телефоне. Учащиеся при выполнении домашних заданий, идут по пути наименьшего сопротивления и выполняют вычисления с помощью калькулятора. И во-вторых приоритетное направление у учителей начальной школы на развитие в первую очередь логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, проектной деятельности. Поиск новизны в образовательных методиках, стремление показать свою современность, уклон в проектные технологии оставляет слишком мало времени на закрепление базовых вычислительных навыков. Учителям, преподающим в среднем звене, помимо подачи нового материала, приходится восполнять упущенное, выкраивая часть урока на устный счёт.
Возникает противоречие между потребностями в усвоении нового материала и наработкой "механических" навыков вычисления, потребностями учащихся в творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и скучными для многих из них арифметическими действиями. Некоторые ученики считают, что навыки устного счёта не нужны, атавистичны, в силу возможности выполнить вычисления на калькуляторе мобильного телефона. Учителю необходимо убедить учащихся, что вычислительные навыки, в том числе умение считать в уме, не только практически полезны, но и развивают память, способность воспринимать информацию на слух, логическое мышление, быстроту реакции, математическую интуицию. Быстрый счёт без использования бумаги и счётных устройств позволяет при решении задач не тратить время и усилия на вычисления, а направлять все мысли на анализ, выявление закономерностей, понимание логики решения, а также быстрое выявление сделанных ошибок. Правильные вычисления и решение задач требует доведения до автоматизма выполнения простейших арифметических действий.
Развитие у учеников навыков быстро совершать в уме арифметические действия необходимо для успешного усвоения ими программы основного общего образования по математике. Их развитию необходимо уделять внимание с момента перехода учащихся в среднее звено, так как упущенное время вызовет проблемы с изучением математики в старших классах. Тем более, что практический опыт показывает, что даже при решении заданий Единого государственного экзамена выпускники зачастую совершают вычислительные ошибки, либо тратят на вычисления слишком много времени не успевая выполнить все задания. Математика - точная наука, применение аппарата которой при решении практических задач, невозможно без правильных вычислений.