Евразийский
научный
журнал

Административный земельный контроль в Курганской области: проблемы и направления развития

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Иванов Евгений Александрович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №12 2020»  (декабрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 55
Показать PDF версию Административный земельный контроль в Курганской области: проблемы и направления развития

Иванов Евгений Александрович

Аннотация. В статье сделан анализ форм и методов административного земельного контроля и надзора, а также направлений совершенствования административного контроля и надзора в сфере земельных отношений Курганской области.

Ключевые слова: административная ответственность, земельный контроль, административные правонарушения, административный контроль.

Регулирование земельных отношений осуществляется путем постоянного контроля за использованием земельных ресурсов и обеспечением соблюдения требований земельного законодательства. При нарушении земельного законодательства принимаются определенные меры к его нарушителям. В последнее годы происходит увеличение количества земельных правонарушений. Одной из основных причин такой тенденции является недоверие граждан России к государственным органам, осуществляющим деятельность в сфере землепользования. Решать данную проблему необходимо путем профилактических мер, а также через правовое просвещение в области земельных правоотношений [3, с.169].

Таким образом, исследование проблем административного контроля и надзора в области земельных отношений является актуальным.

Задачей муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами, организациями и должностными лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования земель.

Административный контроль и надзор в сфере земельных правоотношений на территории Курганской области осуществляют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, Управление Россельхознадзора по Курганской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю на территории Курганской области, органы местного самоуправления.

Государственный земельный надзор осуществлялся в виде проверок, проводимых в соответствии с планами, утвержденными главным государственным инспектором в Курганской области по использованию и охране земель, руководителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, согласованными с прокуратурой Курганской области [1].

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых (документарных и (или) выездных) проверок и внеплановых (документарных и выездных) проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В Курганской области назначено 75 лиц для осуществления муниципального земельного контроля, ими представлено на рассмотрение 1023 материала о нарушениях земельного законодательства, по этим материалам привлечено лиц к административной ответственности, либо им объявлено устное замечание — 149, наложено административных штрафов на сумму 720,0 тыс. руб., взыскано 748,9 тыс. руб.

В рамках осуществления функции по государственному земельному надзору проверено 3003 акта органов местного самоуправления, направлено 34 предложения о приведении не соответствующих требованиям земельного законодательства актов органов местного самоуправления в соответствие с земельным законодательством, 10 материалов направлено в органы прокуратуры, 23 акта приведено в соответствие с действующим законодательством, 1 акт на конец года находился на рассмотрении и принятии решения [2].

В настоящее время полномочия по осуществлению муниципального контроля переданы на уровень районной администрации в Варгашинском, Лебяжьевском, Целинном, Катайском, и Альменевском районах. Активно взаимодействует Управление и с Ассоциацией «Совет муниципальных образований Курганской области», принимая участие в мероприятиях, проводимых для глав и специалистов муниципальных образований Курганской области. Специалист исполкома Ассоциации является членом Общественного совета при Управлении.

Традиционно Курганская область занимает высокие места по взаимодействию государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. Так за 2018 год Управление Росреестра по Курганской области по данному показателю стало первым по стране, а за 2019 — вторым.

За 2019 год в качестве лидеров муниципального земельного контроля в Курганской области можно отметить Варгашинский, Куртамышский, Шатровский, Катайский , Петуховский районы.

Ежегодно государственные земельные инспекторы Управления Росреестра по Курганской области проводят около 5,5 тысяч проверок.

За 2019 год проведено 1762 проверки земельного законодательства, по результатам которых выявлено 939 нарушений, то есть в среднем каждая вторая проверка выявляла нарушения [2].

Росреестр проводит работу по снижению административного давления при осуществлении государственного земельного надзора, взят курс на более эффективное проведение и снижение числа проверок, в ходе которых нарушений не выявляется.

Результативность государственного земельного надзора Управления Росреестра по Курганской области характеризуется ростом выявляемости нарушений земельного законодательства в ходе плановых проверок (66% в 2019 году против 63% в 2018 году), что повлекло за собой увеличение числа внеплановых проверок (на 28%) [2].

Контроль за устранением выявленных нарушений показал, что

количество исполненных в установленный срок предписаний возросло на 25%. Данная тенденция обусловлена, в том числе, повышением размеров штрафных санкций за неисполнение предписаний.

В то же время, несмотря на системное проведение информационно-разъяснительных мероприятий с органами местного самоуправления, наблюдается замедление темпов развития муниципального земельного контроля: в полтора раза сократилось число назначенных муниципальных земельных инспекторов, на 16% снизилось количество переданных в Управление материалов и на 40% − количество лиц, в отношении которых приняты решения о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, подводя итог анализу проблем в осуществлении контроля и надзора в сфере земельных отношений в Курганской области, следует сформулировать следующие направления совершенствования:

1. Целесообразно внести изменения в квалификационные требования к претенденту на замещение должности муниципальной и государственной службы, конкретно это касается уровня профессионального образования.

2. Применение новых форм и методов работы, а также модернизации уже имеющихся для совершенствования ведения государственного земельного надзора.

3. Для повышения эффективности работы инспекторов необходимо внести в законодательство поправки о возможности проверки именно объекта правонарушения, т. е. земельного участка, а не только субъекта, который предположительно использует земельный участок.

4. Одним из способов повышения эффективности является материальное стимулирование инспекторского состава, размер которого будет напрямую зависеть не только от количества проведенных проверок, но и от их качества.

Таким образом, эффективность организации и осуществления государственного и муниципального земельного надзора приведет к эффективной системе управления земельными ресурсами, так как проведение мероприятий по его осуществлению направлено на достижение основной цели управления земельными ресурсами — рационального использования и охраны земель на территории Курганской области.

Список литературы

  1. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 (ред. от 03.08.2019) // Собрание законодательства РФ. № 2. 12.01.2015. ст. 514.
  2. Доклад об осуществлении Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области государственного контроля (надзора) в установленных сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2019 году // URL: rosreestr.ru
  3. Волкова Т.В. Земельный контроль (надзор) как функция управления земельными ресурсами // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 4 (123). С. 169-174.

Иванов Е.А., Челябинский государственный университет,

Институт права, магистрант

г. Курган.

Chelyabinsk state University, Institute of law,

graduate student

city Kurgan