Евразийский
научный
журнал

Административно-правовые основы исполнительного производства в Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Загалаева Жанета Алхазуровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2256
Показать PDF версию Административно-правовые основы исполнительного производства в Российской Федерации

Загалаева Жанета Алхазуровна
ассистент кафедры исполнительного производства
и организации деятельности судебных приставов
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

Административный процесс в широком смысле - это процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления, административный процесс в узком смысле - это процесс деятельности органов государственного управления по рассмотрению подведомственных им индивидуальных дел. Представители «юрисдикционной концепции» рассматривают административный процесс как «регламентированную законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения». [1,с.23]

Административно-управленческий процесс - это государственная служба по обеспечению, вообще говоря, всякого публично-правового процесса, включающего в себя также политические и правовые согласительные процессы и производства. Следовательно, в самом общем виде - это исполнение титульного юридического процесса государственного органа, действующего в условиях определенного разделения государственной власти. Нормативно-правовое регулирование данного вида административного процесса, как правило, определено в должностных инструкциях, а также законодательных актах, устанавливающих правовой статус, компетенцию, функции субъектов административно-управленческого процесса.

Процесс исполнительного производства, базируясь на судебном решении, начинается с возбуждения исполнительного производства, которое осуществляется актом судебного пристава-исполнителя. Что касается природы этого акта, то она несомненна - это акт административного права, поскольку издается он специально уполномоченным на то лицом исполнительной власти.

Посредством постановления судебного пристава-исполнителя осуществляется своеобразная инверсия процессуальных отношений в рамках правосудия в отношении административного процесса. И именно форма и само существование данного постановления является зримым воплощением перехода от одной отрасли права к другой и, следовательно, границей между судебной и исполнительной властью в их взаимодействии в связи с реализацией судебного решения. [2,с.13]

В рамках исполнительной власти исполнительное производство осуществляется в форме государственного административного управления и регулируется административным правом, посредством которого нормы других отраслей интегрируются в единый институт исполнительного производства с относительно самостоятельным правовым регулированием. По своему месту в системе административного права исполнительное производство является разновидностью административного процесса, а точнее - видом административного производства.

Вопрос о месте и сущности исполнительного производства окончательно не решен и в подходе исследователей к данной проблеме существуют существенные различия, что объясняет различный характер выводов, сделанных из различных исследований, например, под исполнительным производством в науке понимаются: стадия гражданского процесса; исполнительное производство самостоятельная отрасль права; исполнительное производство комплексная отрасль права; исполнительное производство часть административного процесса. Таким образом, в теории существуютдиаметрально противоположные взгляды.

Исполнительное производство является частью административного процесса, который, в свою очередь, является процессуальной формой исполнительной власти, т.е. это в первую очередь государственно-властная деятельность; это также нормативно урегулированная деятельность (или порядок деятельности), в ходе осуществления которой рождаются отношения, регулируемые нормами административно-процессуального права и получающие характер административно-процессуальных правоотношений. Административное производство представляет собой деятельность, связанную с разрешением определенной, сравнительно узкой группы однородных дел, например, дел об административных правонарушениях.

Законодательно установленные задачи и принципы осуществления в России исполнительного производства - динамично развивающейся сфера российского права, приобретающая в последнее время все более существенное значение. Сейчас многие вопросы как науки исполнительного производства, так и практики реализации Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» не находят единого разрешения ввиду формирования доктрины, несовершенства законодательства, иных причин.

Исполнительное производство имеет своим основанием ряд принципов. Возможно выделение общеправовых (законности; равноправия; целесообразности; справедливости) и специальных принципов (диспозитивности; национального языка исполнительного производства; неприкосновенности личности должника; неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи; пропорциональности распределения взыскиваемых сумм между взыскателями).

Принцип равноправия (равенства), выражается в том, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип справедливости в исполнительном производстве предопределяет беспристрастное, справедливое отношение судебного пристава-исполнителя к сторонам исполнительного производства, действие его в соответствии с ранее установленной истиной.

В исполнительном производстве проявление принципа диспозитивности напрямую связано с разрешением проблемы соотношения частных и публичных начал в правоотношениях, возникающих в ходе принудительного исполнения. Содержание этого принципа, действующего в исполнительном производстве, может быть раскрыто через категорию «возможности», под которой обычно понимают то, что при наличии определенных условий может стать реальностью, превратиться в действительность. Диспозитивность предполагает возможность совершения действий (либо их несовершения) по усмотрению лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Принцип национального языка исполнительного производства является логическим продолжением действия аналогичного принципа гражданского судопроизводства. Предусматривается, что при совершении исполнительных действий стороны могут пригласить переводчика. Лицу, которому необходимы услуги переводчика, предоставляется срок для его приглашения.

Принцип неприкосновенность личности должника присутствует в исполнительном производстве. Конечно, лишаясь в процессе принудительного исполнения определенного имущества или денежных средств, должник наверняка испытывает определенные лишения как нравственного, так и материального характера, но это качество является не главным в исполнительном производстве. Неприкосновенность личности должника гарантируется неприкосновенностью личности гражданина, которая закреплена в Конституции РФ.

Основная задача исполнительного производства - принудительное исполнение предусмотренных законом юрисдикционных актов и восстановление прав и интересов взыскателя.

Литература:

  1. Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" (постатейный) и к Федеральному закону "О судебных приставах". - М.: Юристъ, 2015. - 142с.

  2. Невский И.А. Исполнимость судебных постановлений как внутренней проявление результата судебной деятельности //Исполнительное право. 2016. № 3. - С.13-16.