Евразийский
научный
журнал

Административно-правовые гарантии военнослужащих

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гусев Вячеслав Александрович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1486
Показать PDF версию Административно-правовые гарантии военнослужащих

Гусев Вячеслав Александрович
студент МФЮА,
Россия, г. Москва

Аннотация. Проблема правовых гарантий реализации прав и обязанностей военнослужащих была и остается одной из наиболее важных в военном праве.

Ключевые слова: правовое положение, правовые гарантии, социальная защита.

V.A.Gusev

Administrative and legal guarantees of servicemen

Abstract. The problem of legal guarantees of realization of rights and duties of the military has been and remains one of the most important in military law.

Keywords: legal status, legal protection, social protection.

Правовое положение (статус) военнослужащих наряду с правами, свободами и гарантиями включает в себя также обязанности и юридическую ответственность. Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, установленной для граждан Российской Федерации, на общих основаниях, но с учетом особенностей своего правового положения.

Проблеме структуры правового статуса человека и гражданина, а также гражданина, обладающего специальным правовым статусом военнослужащего, посвящено достаточно много исследований. Но, при всём их многообразии, теоретикам права в настоящее время не удалось выработать единой модели правового статуса. В работе «Военная служба Российской Федерации: теория и практика» А.В. Кудашкин исследует различные точки зрения на структуру правового статуса. Так, Н.В. Витрук считает, что правовой статус личности представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантированных государством . По мнению В.А. Кучинского, включению в качестве элемента структуры юридического статуса подлежит юридическая ответственность . Л.Д. Воеводин в качестве структурных компонентов правовой модели статуса рассматривает общую правоспособность, гарантии и гражданство. В корне противоположную точку зрения имеет Е.А. Лукашова, которая предлагает отграничить понятия «правовой статус» и «правовое положение». С её точки зрения, структуру правового статуса следует ограничить правами, свободами и обязанностями. Что касается общей правоспособности и гражданства, то по её мнению, данные элементы следует рассматривать в качестве предпосылок возникновения правового статуса и могут характеризовать лишь правовое положение человека.

Военнослужащие помимо специального статуса, реализуемого при исполнении ими непосредственных служебных обязанностей, обладают и общегражданским статусом. Несомненно, такие социальные положения вызывают некоторые проблемы при реализации тех или иных прав, причем наиболее актуальными являются те, которые возникают в связи с осуществлением второго статуса. К самым распространенным проблемам можно отнести административные правонарушения и, как следствие, административную ответственность.

Проблема правовых гарантий реализации прав и обязанностей военнослужащих была и остается одной из наиболее важных в военном праве. Нормативная правовая база, призванная обеспечить реализацию статуса военнослужащих, в настоящее время включает более 100 федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и органов государственной власти федерального уровня. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (ст.ст. 3, 4, 5, 10, 18, 22, 23, 24, 25 и др.) установлены государственные гарантии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (правовой и социальной защиты; страховые; в области труда; социального обеспечения; в области судопроизводства; погребения и т.д.). В широком смысле слова, понятие «Гарантии» представляет собой совокупность социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических предпосылок, средств и способов создающих возможности личности для осуществления своих прав и законных интересов.

Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту [1; c.151]. Правовые (юридические) гарантии занимают особое место в системе социальных гарантий и представляют собой «содержащиеся в нормах права средства и способы защиты социальных прав личности, а также правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение». То есть, государственные гарантии следует рассматривать как обязанности государства по формированию и использованию правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека. Не вызывает сомнения необходимость создания благоприятных условий реализации прав и свобод, обеспечения их охраны и защиты, устранения препятствий реализации правомочий. Гарантии прав и свобод призваны решать эти задачи.

Социальная защита военных, граждан, уволенных с военной службы, и участников их семей становится функцией государства и предусматривает [2; c.135]:

— осуществлению их прав, общественных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;

— улучшение инструментов и институтов социальной защиты перечисленных лиц;

— охрану их жизни и здоровья или другие меры, устремленных на формирование условий жизни и деятельности, удовлетворяющих характер военной службы и ее значении в обществе.

Правовые механизмы социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей нашли своё отражение как в военном, так и специальном законодательстве России.

В системе правовых норм военного законодательства особое место принадлежит нормам, регулирующим социально-правовую защиту военнослужащих — ветеранов боевых действий и членов их семей. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей является важнейшей подотраслью военного права и составляет основу системы правового регулирования военно-социальной политики государства. Система законодательства о социальном обеспечении военнослужащих-участников боевых действий и членов семей включает в себя множество нормативных актов. Осуществление мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей поручается органам государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Осуществление прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также помогать общественные организации.

Не вызывает сомнения положение о том, что социальные гарантии членам семей военнослужащих и лицам, уволенным с военной службы, одновременно с правами, свободами, обязанностями и ответственностью военнослужащих, сходным образом являются немаловажной составляющей правового положения военнослужащих.

Итак, судебный порядок выступает основный формой защиты прав и интересов военнослужащих. Спецификой судебного порядка защиты прав, интересов и свобод военнослужащих представляется возможным признать следующие положения.

Во-первых, осуществление анализируемой формы защиты в специализированных судах-военных судах.

Во-вторых, признание за правоотношениями с участием военнослужащих, по большей части, публично-правового характера и, соответственно, отнесение этих дел к ведению административного судопроизводства с исключением ряда правил, действующих в гражданской процессуальной форме.

И, наконец, детальная регламентация порядка подготовки к участию в судопроизводстве и участия в самом порядке осуществления правосудия на уровне Приказов высших воинских должностных лиц с установлением определенного своеобразия, а порой и отступления, в реализации процессуальных прав участниками судопроизводства по защите прав, интересов и свобод военнослужащих.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амелина Д.С. Особенности привлечения военнослужащих к административной ответственности. // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ, тенденции, перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 149-152.
  2. Кондратьев С.М. Военнослужащие как особые субъекты административной ответственности. //Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. № 4 (14). С. 134-136.
  3. Полунин С.В., Шевченко И.В. Административное право и военное законодательство в вопросах и ответах: учеб.пособие. Новосибирск: НВИ ВВ имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2016. С. 132.