Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Административно-правовое регулирование в области здравоохранения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Коваленко Татьяна Владимировна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2021»  (январь, 2021)
Количество просмотров статьи: 1384
Показать PDF версию Административно-правовое регулирование в области здравоохранения

Коваленко Татьяна Владимировна
Магистрант ЧелГУ,
Россия, г. Челябинск
E-mail: kartasev@list.ru

Аннотация: Решение социальных задач в современной России имеет первостепенное значение. Особое значение приобретает государственное регулирование в области здравоохранения, как необходимый фактор жизнедеятельности граждан нашего государства. В России сформирована организационная система административного управления и административно-правового регулирования, получившая наименование «Здравоохранение». Ее предметную основу составляет одноименная гуманитарная область.

Ключевые слова: регулирование, здравоохранение, правовое, административное, медицина.

Administrative and legal regulation in the field of healthcare

Kovalenko Tatyana Vladimirovna

Abstract: The solution of social problems in modern Russia is of paramount importance. Of particular importance is state regulation in the field of health care, as a necessary factor in the life of citizens of our state. In Russia, an organizational system of administrative management and administrative and legal regulation has been formed, which has received the name «Healthcare». Its subject basis is the humanitarian field of the same name.

Keywords: regulation, health care, legal, administrative, medicine.

В 2004 году Президентом нашей страны были определены основные векторы по улучшению уровня здравоохранения, а именно: повышение доступности и качества медицинской помощи для всех слоев населения; гарантированная бесплатная медицинская помощь; разработка и утверждение стандартов медицинских услуг, включая самые минимальные требования к условиям оказания медпомощи [1, с.15].

Таким образом, именно на фоне всех выше перечисленных преобразований можно проследить несовершенство управления системой здравоохранения, а также проблемы регулирования административно-правовых отношений в системе здравоохранения и проблемы касающиеся разграничения предметов ведения и полномочий органов здравоохранения на уровне федерации и ее субъектов. Проводя анализ ситуации, сложившейся в здравоохранении, можно без особого труда увидеть, что ошибки, в системе обеспечения ресурсов, привели к накоплению ошибок и в системе управления здравоохранением, так как, не получая достаточного финансирования и материально-технического обеспечения, органы управления сначала СССР, а потом и России предпринимали попытки держаться прежнего курса и были не в силах вносить в него необходимые изменения в нужное время. Из всего вышесказанного следует вывод, что преобразования имеет смысл начинать именно в этой области, то есть в области управления.

Говоря об управленческой части системы, важно понимать, что там есть две группы федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляющих административное управление в области здравоохранения. К первой группе органов можно отнести Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также подчиняющиеся ему федеральная служба и федеральное агентство: 1) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения; 2) Федеральное медико-биологическое агентство. Ко второй группе органов относятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководство деятельностью Министерства здравоохранения РФ и деятельностью Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека возложено на Правительство РФ.

Отталкиваясь от буквального толкования термина «здравоохранение», можно сделать вывод, что под ним подразумевается область масштабной деятельности огромного общественного значения, обеспечивающей здоровье людей и его охрану. Охрана здоровья граждан представляет собой систему "мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи«[8, с.45].

Не стоит забывать, что общественные отношения в сфере здравоохранения регламентированы различными отраслями права. К примеру, статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает право на охрану здоровья, а также гарантию его реализации [2]. Кроме того, в значительной степени общественные отношения в сфере здравоохранения регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, который вместе с общими нормами регулирования труда устанавливает особенности регулирования труда медицинских работников [3]. Также нужно помнить, что правовое регулирование здравоохранения находится под постоянным вниманием со стороны отрасли гражданского права. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, не только определяют порядок предоставления медицинских услуг платного характера, но и регламентируют порядок возмещения вреда, причиненного в результате оказания платных медицинских услуг со стороны коммерческих медицинских организаций [4]. Также нормы о здравоохранении содержит Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором регламентированы условия наступления уголовной ответственности за причинение вреда, который был причинен здоровью [5]. Также стоит отметить, что нормы о здоровье содержаться в семейном праве, жилищном праве, экологическом праве. Принимая во внимание то, что здравоохранение выступает объектом правового регулирования многих отраслей права, большое количество автором предлагает выделить отдельную отрасль права — медицинское право, в котором обозначить единое понятие здравоохранения. Такой точки зрения придерживается М. Н. Малеина [6]. Однако, главенствующая роль отведена административному праву, так как именно с помощью его норм регламентируются: порядок доступа к медицинской деятельности, а также порядок лицензирования и осуществления контроля профилактической и медицинской помощи, регулирование и организация процесса оказания медицинской помощи, а также многие иные вопросы. К сегодняшнему дню законодательная база административного права в сфере здравоохранения значительно расширилась. В Главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) регламентированы условия наступления административной ответственности при нарушении законодательства в сфере здравоохранения [7].

Стоит отметить важный момент, в административном праве на федеральном уровне произведена градация полномочий между органами исполнительной власти, которые осуществляют регулирование в области здравоохранения, а также была произведена градация полномочий между уровнями власти в регионах и органами власти на федеральном и региональном уровнях. Административная реформа также затронула область здравоохранения, основной задачей которой было реализовать программы модернизации здравоохранения, повышения ответственности за оказание медицинской помощи, перераспределение медицинских организаций, медицинской помощи по уровням финансирования и управления [8, с.98]. Особое место в регулировании здравоохранения на сегодняшний день отведено различным целевым программам в сфере здравоохранения, которые представляют собой комплекс мероприятий, которые позволяют более эффективно решать социально — значимые проблемы в области охраны и восстановления здоровья граждан Российской Федерации в целом и по отдельности. Назначение этих целевых программ заключается в том, чтобы удовлетворять определенные потребности населения — улучшение здоровья населения, а также улучшение работы медицинских организаций.

Стоит отметить, что административно-правовое регулирование является составной частью государственного регулирования, который, в свою очередь, относится к элементам понятия «государственное управление». На данный момент в юридической литературе можно наткнуться на мнения о том, что между государственным управлением и государственным регулированием практически нет принципиальных отличий по целевому назначению [9, с.78]. Регулирование является непременным элементом государственно-управленческой деятельности, которое неразрывно связано с осуществлением функции государства и воспринимается учеными, как один из видов государственной деятельности. Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет. Таким образом, более широким понятием в сравнении с государственным регулированием является государственное управление. В понимании административного права государственное управление — это реализация исполнительно-распорядительных функций основанной исключительно на законе, осуществляемые исполнительными органами государственной власти в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка в других областях [10, с.60]. Следовательно, государственное управление рассматривают как вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть, и в рамках этой деятельности в связи с процессами, происходящими в обществе и государстве, на первый план выдвигается функция государственного регулирования, основными элементами которой являются: нормативное регулирование посредством установления общих правил, государственная защита прав и интересов субъектов общественных отношений, обеспечение правовой основы их деятельности, контроль исполнения правовых норм[11].

Развитие здравоохранения на данный момент является приоритетным направлением в любой стране мира. Проблематика данного направления очень долгое время занимала умы многих ученых, и по сей день, как уже было сказано ранее, не утратила свою актуальность как в теоретическом, так и в практическом плане, что обусловлено ориентацией современного общества на главные ценности индивида — здоровье и жизнь, которые неотъемлемым образом связаны со здравоохранением. Здоровье граждан, это наиболее яркий и всеобъемлющий показатель уровня и качества жизни. Поэтому интерес к проблемам здоровья постоянно растет. Общественное здоровье стало одним из главных объектов, привлекающих интерес экономистов, врачей, политологов, иных специалистов. Здравоохранение призвано обеспечивать гарантии прав граждан на здравоохранение, сохранение, охрану и восстановление здоровья. Таким образом здравоохранение, это целая система, которая представляет собой не только совокупность лечебно-профилактических учреждений — оно также тесно связано с экологией, охраной труда, социальной сферой. В связи с этим большое количество ученых и практиков одной из важнейших функций здравоохранения считают поддержку и восстановление индивидуального и общественного здоровья населения страны.

Список литературы

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 г. // РГ. 2005. № 86.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2017) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 256.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. 28.03.2017) // Российская газета. 1994. 08 декабря. № 238–239.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Российская газета. 1996. 25 июня. № 118.
  6. Малеина М. Н. Человек и медицина в современном праве. М.: ПРАВО, 1995. С.6.
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 — ФЗ (ред. от 17.04.2017) // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
  8. Ефремов Д. В. К вопросу о правовом регулировании здравоохранения // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012. № 6. С. 7.
  9. Глущенко А. Н. К вопросу об административно-правовом регулировании здравоохранения в Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2012. № 29. С. 93.
  10. Чех О. И. Вопросы правового регулирования в сфере здравоохранения // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 27. С. 13.