Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Административно-правовое регулирование миграции населения в Республики Коми

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Оганесян Мария Анатольевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1688
Показать PDF версию Административно-правовое регулирование миграции населения в Республики Коми

Оганесян Мария Анатольевна

Аннотация. Формирование эффективной миграционной политики является важнейшим приоритетом любого государства. В статье рассматривается миграционная политика России, ее особенности, анализируются как внешние, так и внутренние миграции населения. Авторами выделены ключевые проблемы в регулировании миграционных процессов. Кроме того, приведен успешный опыт Республики Коми в управлении миграционных потоков.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Вопрос миграции на сегодняшний день является одним из самых животрепещущих не только в Российской Федерации. Им озабочено большинство мировых держав, включая и те, которые расположены на других континентах. Основной причиной данного явления, происходящего в современном обществе, являются военные действия, которые влекут за собой угрозу жизни, низкий уровень жизни и безработицу.

Миграция (лат. migratio, от migro — перехожу, переселяюсь)

1) перемещение, переселение.

2) Миграция населения перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства [1].

Миграция сегодня является чрезвычайно значимым и резонансным вопросом в жизни не только Российской Федерации, но и всего современного мира в целом. Играя роль существенного фактора, она оказывает влияние на социально — экономическое развитие не только отдельных стран, но и регионов. Миграционные процессы, в частности сами мигранты, оказывают влияние на изменение рынка труда, демографической ситуации, на политическую, религиозную и культурную жизнь общества.

С точки зрения развития экономики миграция участвует в территориальном перераспределении населения и трудовых ресурсов, в развитии качественных и обширных характеристик экономики региона. Привлечение высококвалифицированных специалистов в регионы, например, позволяет осваивать технически сложные производства, что уже даёт толчок в экономике.

Основными целями миграционной политики выступают:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации;

б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации;

в) содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Миграционная политика является важной частью социальной политики и способствует достижению таких общественных целей, как развитие рыночных отношений, обеспечение демографическими ресурсами рынка труда, соблюдение прав и свобод человека. Однако миграционная политика в России обладает достаточно серьезными проблемами. На данный момент миграционные процессы носят стихийный характер. Это обуславливает возрастание диспропорции региональных рынков труда, увеличение социальной напряженности, формирование условий для распространения среди населения нашей страны идей национальной нетерпимости.

Не просто, но следует представить, что в обозримом будущем и при недостатке должной политической воли к пониманию миграционных процессов, в которые погружена Россия, а также прилегающие к ней страны, мы обязаны эффективно воздействовать на процессы развития отношений между субъектами политики на межгосударственном уровне. Политикам следует детальнее и внимательнее рассматривать системные предпосылки нынешнего переходного для нашей страны исторического периода как источник стрессов как для отдельного человека и всего населения страны, так и аналогичные проявления поведения и реакций населения и правящих элит соседних с нами стран. Стоит особо присматриваться к наличию критического состояния в умонастроениях, в обдуманных или спонтанных действиях самоорганизующихся обществ, населения и власти, вызванных помимо всего прочего фактором миграции [2].

Таким образом, в Российской Федерации реализация права на свободу передвижения и выбор места жительства отвечает современным международным стандартам и международным обязательствам РФ. Несмотря на это в настоящее время наблюдаются проблемы реализации данного права, которые, по мнение автора, связаны с отсутствием должного уровня взаимодействия между нормами конституционного и административного права в части совмещения инструментария данных отраслей для обеспечения эффективного воздействия на миграцию через призму реализации права на свободу передвижения. В этой связи зарубежный опыт обеспечения такого взаимодействия даёт «пищу к размышлениям» о необходимости изменения подхода к регулированию миграцию с сочетанием методов как административного, так и конституционного права [3].

Предполагается внести изменения в три федеральных закона:

Первый — «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Туда авторы поправок предложили ввести понятие «мониторинг», при проведении которого могут быть выявлены нарушения миграционного законодательства среди работодателей и заказчиков работ, а также принимающей и приглашающей стороны. Кроме того, в этом же законе в перечень документов, которые обязан представить иностранный гражданин при приеме на работу, предлагается включить документ, подтверждающий наличие у него специальных профессиональных навыков.

Второй нормативный акт — закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». В этом случае предлагается исключить из сферы его действия контроль и надзор в сфере миграции, поскольку эта деятельность регулируется другим федеральным законом.

Третью поправку ее авторы намерены ввести в Кодекс РФ об административных правонарушениях с тем, чтобы увеличить штрафы физических лиц за нарушение миграционного законодательства. По словам Антона Фридмана, существующие штрафы от двух до пяти тысяч рублей за нарушение иностранцами правил въезда и режима пребывания в РФ не являются действующей мерой. Штрафные санкции предлагается повысить от пяти до десяти тысяч.

Необходимость повышения штрафных санкций авторы поправок объясняют тем, что в Коми процент иностранных граждан, которые привлекаются к административной ответственности, более высокий, чем в целом по стране. Если в России нарушают КОАП от 7 до 10 процентов от общего числа иностранцев, то в Коми таких от 7,7 до 15 процентов. С учетом инфляции нынешний уровень штрафов уже не эффективен.

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 // http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения 25.11.2016).
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. — 04.08.2014. —  31. — С. 4398.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30.12.01 г. № 195-ФЗ // Рос. газ. — 2001. — 31 дек. (№ 256).
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 г. № 51-ФЗ // Рос. газ. — 1994. — 8 дек. (№ 238-239).
  5. Уголовный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законод-ва. РФ, 17.06.1996., № 25, ст. 2954.
  6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25.07.02 г. № 115-ФЗ // Рос. газ. — 2002. — 31 июля (№ 140).
  7. Назарова Е.А. Миграционная политика Российского государства. М. : Издво РАГС, 2009.
  8. Ожкало И.В. Некоторые проблемы регламентации права на свободу передвижения как основы конституционно-правового регулирования миграции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/2/18903 (дата обращения: 27.11.2017).
  9. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2016. № 6.

Ссылки

  1. Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2016. № 6. С. 17.
  2. Назарова Е.А. Миграционная политика Российского государства. М. : Издво РАГС, 2009. С. 102.
  3. Ожкало И.В. Некоторые проблемы регламентации права на свободу передвижения как основы конституционно-правового регулирования миграции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/2/18903 (дата обращения: 27.11.2017).