Евразийский
научный
журнал

Административно-правовое регулирование контрольной функции государства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абдрафикова Альбина Абдрахмановна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2021»  (январь, 2021)
Количество просмотров статьи: 73
Показать PDF версию Административно-правовое регулирование контрольной функции государства

Абдрафикова Альбина Абдрахмановна
Магистрант ЧелГУ, Россия, г. Челябинск
E-mail: best.org@inbox.ru

АННОТАЦИЯ

Одной из наиболее важных задач, разрешение которых стало очевидно в ходе административной реформы в Российской Федерации стало усиление контрольной функции государства, совершенствование ее административно-правового регулирования. Это было предопределено рядом объективных обстоятельств, а также определенными субъективными факторами.

Государственный контроль и надзор претендует на роль универсальной, специфичной и самостоятельной функции государства. В этой связи вопросы осуществления государством своих функций, вопросы о месте и роли контрольной функции государства в системе основных направлений его деятельности заметно актуализируются, именно поэтому данная тема привлекла наше внимание и стала объектом исследования.

Ключевые слова: регулирование, контроль, функция, административное, государство.

Administrative and legal regulation of the control function of the state

Abdrafikova Albina Abdrakhmanovna

ABSTRACT

One of the most important tasks, the resolution of which became obvious during the administrative reform in the Russian Federation, was to strengthen the control function of the state, to improve its administrative and legal regulation. This was predetermined by a number of objective circumstances, as well as certain subjective factors.

State control and supervision claims to be a universal, specific and independent function of the state. In this regard, the issues of the state’s performance of its functions, the place and role of the state’s control function in the system of the main directions of its activities are noticeably updated, which is why this topic attracted our attention and became the object of research.

Keywords: regulation, control, function, administrative, state.

Тема государственного контроля приобрела новое политическое звучание в связи с модернизацией системы государственного управления, проведением административной реформы. Потребность в создании эффективной контрольной системы выявила необходимость изучения контрольной функции в качестве важнейшей в системе функций современного государства [1, с.20].

Особую актуальность в настоящее время приобретает обеспечение эффективного финансового контроля за расходованием бюджетных средств. Данное направление реализации контрольной функции имеет приоритетное значение в любом государстве. В России это связано с усилением роли бизнес-сообщества и структур рыночной экономики в жизни государства и формированием инициативных институтов гражданского общества, которые настоятельно требуют оптимизации контрольной функции государства. В этих условиях идет поиск новых форм государственного контроля, адекватных современной социально-экономической обстановке [2, с.23].

В связи с усложнением решаемых задач по модернизации государства очевидна необходимость также повышения исполнительской дисциплины, совершенствования организации и деятельности органов исполнительной власти. Значительная часть требований действующего законодательства, принятых государственными органами решений выполняются с нарушением установленных сроков, на недостаточном качественном уровне. Все это актуализирует контроль за законностью во всех сферах деятельности органов государственной власти. Нарушение принципа законности в деятельности государственных органов и должностных лиц негативно отражается на массовом правовом сознании, не позволяет преодолеть правовой нигилизм, а порой и правовой цинизм [3, с.43].

Многие острейшие проблемы являются результатом несвоевременно принятых или неадекватных мер, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений, связаны с отсутствием ответственности должностных лиц за реализацию требований действующего законодательства

Как показывает анализ специальной литературы и правоприменительной практики, формирование эффективной системы государственного контроля не может иметь окончательного решения. Это всегда долговременный сложный процесс. Постоянное изменение состояния правового, организационного, методического, информационного, кадрового обеспечения функции государственного контроля предопределяет также необходимость регулярного переосмысления административно-правового регулирования контрольной функции государства и практики ее реализации [4, с.66].

Значительные вклад в исследование проблемы контрольной функции органов государственной власти сделан в работах А.Г.Андреева, А.Н.Буховец, М.А.Бухтеревой, С.Е.Коробова, Ю.Г.Лежиковой и других ученых.

К основным особенностям контроля как элемента функции управления относятся следующие:

— субъектами контроля являются все руководители, а также создаваемые ими постоянные или временные органы, назначаемые ими должностные лица;

— объектами контроля являются работники, государственные служащие, структурные подразделения, территориальные органы, органы государственной власти, государственные и муниципальные учреждения и предприятия, одновременно выступающие объектами управления;

— предметом контроля является законность, качество и целесообразность действий (бездействия) и решений объекта управления, своевременность и полнота исполнения полномочий и руководящих указаний, служебная дисциплина;

— нормативное правовое регулирование контрольных отношений осуществляется преимущественно ведомственными актами;

— по фактам выявляемых нарушений применяются меры дисциплинарного принуждения.

При том, что контрольные правоотношения регулируются ведомственными нормативными правовыми актами, таких актов в каждом органе исполнительной власти может быть несколько.

Помимо руководителей и специально учреждаемых для контроля должностей и структурных подразделений, контрольные полномочия возлагаются на временные органы — комиссии, собираемые для проведения крупных мероприятий по контролю — комплексных проверок. В состав таких комиссий включаются представители структурных подразделений центрального аппарата органа исполнительной власти, территориальных органов, государственных учреждений, по возможности научных и образовательных организаций. Состав комиссий формируется таким образом, чтобы по каждому проверяемому направлению работы объекта контроля в составе комиссии присутствовал компетентный сотрудник. Полномочия членов комиссии устанавливаются приказом руководителя органа исполнительной власти о назначении комплексной проверки [5, с 90].

Контроль Правительства РФ за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, контроль федеральных министерств за деятельностью подведомственных им федеральных служб и агентств, контроль федеральных органов исполнительной власти за деятельностью подведомственных им государственных учреждений принято называть надведомственным контролем. Так, Минюст России осуществляет над- ведомственный контроль в отношении Федеральной службы судебных приставов (ФССП России) и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), Минтранс России — в отношении подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора), Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота), Федерального дорожного агентства (Росавтодора) и Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора).

Еще один вид контроля — вневедомственный контроль — осуществляется органами исполнительной власти в отношении других, не находящихся в подчинении органов исполнительной власти. Так, Росстат осуществляет контроль в отношении всех федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ в части представления установленной информации, ФАС России контролирует исполнение требований законодательства о контрактной системе.

Особое положение занимает контроль за исполнением переданных законом или соглашением полномочий РФ органам государственной власти субъектов РФ, полномочий субъектов РФ органам местного самоуправления. Порядок осуществления такого контроля определяется федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Лесным, Водным кодексами РФ и др. Предметом контроля за исполнением переданных полномочий является законность, качество и эффективность[6].

Хотелось бы отметить, что в нашей стране ключевой проблемой на сегодняшний день остается замалчивание противостояния между контрольно-надзорным органом и хозяйствующим субъектом [7].

В последнее время карательные функции административно-надзорных органов только увеличиваются: увеличивается количество оснований запрещений деятельности, увеличивается размер штрафов, оснований для приостановления действия лицензий и т.д.

В результате этого теряется доверие между надзорными органами и хозяйствующими субъектами, руководители и специалисты не рассказывают проверяющим о проблемных вопросах, имеющиеся проблемы укрываются, чтобы о них не знали руководители и собственники юридического лица и административно-надзорные органы и т.д.

Зачастую возникает ситуация, когда аварии и несчастные случаи происходят уже после проведенных контрольно-надзорными органами проверок. Одной из причин этого является то, что во время проводимых проверок работа хозяйствующего субъекта приостанавливается или прекращается вовсе. После окончания проверки руководители организации пытаются наверстать упущенную выгоду из-за потерь во время проводимой проверки, а это происходит за счет нарушений все тех же норм и правил безопасности.


Список литературы

  1. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров. М.: Тихомирова М.Ю., 2008.
  2. Административные реформы в России: история и современность / Под общей ред. Р.Н. Байгузина. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006.
  3. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах, В.Г. Татарян. М.: Эксмо, 2009.
  4. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: монография / И.М. Машаров. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
  5. Стахов А.И. Право безопасности как подотрасль административного права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.И. Стахов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.
  6. Андреева Ю.А. К вопросу о соотношении понятий «контроль» и «надзор» / Ю.А. Андреева // Административное право и процесс. 2009. № 2. С. 6-8.
  7. Андреева Ю.А. Соотношение контроля и надзора как функций органов исполнительной власти / Ю.А. Андреева // Труды Института государства и права Российской академии наук: Административные правоотношения: вопросы теории и практики / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. 2009. № 1. М., 2009. С. 83-90.