Евразийский
научный
журнал

Административно-деликтная процессуальная деятельность таможенных органов Российской Федерации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Меришавян Алла Арменовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 1961
Показать PDF версию Административно-деликтная процессуальная деятельность таможенных органов Российской Федерации

Меришавян Алла Арменовна

магистрант направление подготовки 40.04.01 "Юриспруденция"
Российская таможенная академия Ростовский филиал
Россия, Ростовская область,Ростов-на-Дону

E-mail: alla_450@mail.ru


Ключевые слова: административно-деликтное производство, нарушение таможенных правил, административные правонарушения;

administrative tortious proceedings, violation of the customs rules, administrative offences

Аннотация научной статьи:

В статье рассмотрены три стадии административно-деликтного производства таможенных органов Российской Федерации: производство по делам о нарушении таможенных правил является разновидностью производства по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан и дисциплинарное производство.

On the basis of analysis of various points of view of administrative specialists the author comes to the conclusion of the fact that there are four stages for administrative tortious proceedings. Proceedings in cases of violation of the customs rules is a type of proceedings in cases of administrative offences, regulated by the Code of the Russian Federation on administrative offences and has a classic structure of administrative and tortious proceedings.

Административно-деликтное право - это подотрасль административного права, которая регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта).

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс ТС), законодательные акты субъектов Федерации и др.

Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан и содержат материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение.

Процессуальные же нормы определяют сам порядок производства по делам об административных правонарушениях.

В области производства по делам об административных правонарушениях действующее административно-деликтное законодательство, которое составляет основное содержание административной юрисдикции таможенных органов, - в настоящее время включает в себя:

- производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

- производство по обращениям граждан и

- дисциплинарное производство.

Следует отметить, что доминирующее место в этом списке занимает производство по делам об административных правонарушениях.

С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях[1] все вопросы, касающиеся административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, регламентируются положениями гл. 24-32 КоАП РФ которые устанавливают общие условия производства, круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности, доказательства, порядок производства конкретных процессуальных действий, порядок исполнения отдельных видов наказаний.

В соответствии с нормами статьи 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Наряду с этим в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[2] в ч. 8 ст. 12 сказано, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил).

При этом данная деятельность таможенных органов реализуется в административно-процессуальной форме производства по делам о нарушении таможенных правил, т.е. она состоит в правовой оценке действий участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и помещении их под различные таможенные процедуры, применяя необходимые формы таможенного контроля, выполняя таможенные операции по уплате налогов, пошлин и сборов.

Административная юрисдикция таможенных органов и их должностных лиц в современном законодательстве выражается в назначении наказаний во внесудебном порядке на физических и юридических лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Что касается производства по жалобам и обращениям граждан на действия и решения должностных лиц, принимаемым в процессе таможенного, валютного, транспортного и иных видов контроля за соблюдением таможенного законодательства, то эта регламентированная процессуальными нормами деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направлена на рассмотрение и разрешение жалоб и других обращений граждан.

Данное производство имеет четыре стадии:

- возбуждение производства по обращению (подача обращения и его регистрация);

- рассмотрение обращения и принятие по нему решения;

- обжалование вынесенного решения (факультативная стадия);

- исполнение решения по обращению.

Нормативно – правовая база, регламентирующая работу с обращениями граждан состоит из Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[3] и Приказа ФТС от 30.06.2014 № 1240 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах Российской Федерации»[4]. Вопросы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в основном регулируются главой 3 ФЗ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Третья стадия административно-деликтного производства по делам о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности за неправомерные решения, действия (бездействие).

Наряду с этим дисциплинарное производство - это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности, которая базируется на основе правовых норм, но по административному праву дисциплинарная ответственность является составной частью дисциплинарного принуждения.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей.

Меры дисциплинарной ответственности, наступающие за нарушение организационных правил — внутреннего трудового распорядка, исполнительной дисциплины, за невыполнение служебных обязанностей, также являются весьма многогранными. Это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или смещение на другую должность на тот же срок, увольнение.

К этим же мерам относятся и предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классном чине.

Основные стадии дисциплинарного производства это:

- принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства;

- служебное расследование (проверка);

- принятие решения о дисциплинарном наказании;

- обжалование решения о дисциплинарном взыскании;

- исполнение наложенного взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий определены соответствующими нормативными актами:

- статья 192 Трудового кодекса РФ[5] дает общий перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работникам таможенных органов: замечание, выговор, увольнение;

- п. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6] за совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным указанным Федеральным законом;

- ст. 29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[7] устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудников таможенных органов: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов.

Необходимо сказать, что производство по наложению дисциплинарных взысканий на должностных лиц таможенных органов и работников, совершивших служебные проступки (не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших должностные обязанности), регламентировано различными нормативными правовыми актами и в определенных случаях на государственных служащих распространяются также нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, на основе административно-деликтных процессуальных норм, регулирующих административное принуждение в случаях совершения лицами административных правонарушений, административно-юрисдикционная деятельность имеет конкретные проявления такие как:

- наличие правонарушения;

- нормативная регламентация;

- состязательная процедура;

- издание юрисдикционного акта.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6–ФКЗ, от 30.12.2008 №7–ФКЗ, от 05.02.2014 №2–ФКЗ // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст. 1691.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197– ФЗ: по сост. на 30.10.2016г. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) . – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации: федер.закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ: в ред. от 08.05.2015.- Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  5. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
  6. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ. – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
  7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  8. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 N 114-ФЗ. – Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
  9. Приказ ФТС России от 30.06.2014 N 1240 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах Российской Федерации». – Режим доступа: СПС Консультант Плюс.
  10. Кургалимова А. Ю. Проблемы административной юрисдикции таможенных органов на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 860-862
  11. Сафоненков, П. Н. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов / П. Н. Сафоненков, А. В. Зубач, О. А. Сафоненкова. — Издательство Юрайт, 2014. - 356 с. - Серия: Специалист