Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

2.2 Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан Кыргызской республики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Стрельников Дмитрий
Рубрика: Исторические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2339
Показать PDF версию 2.2 Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан Кыргызской республики

Стрельников Дмитрий Петрович
Аспирант Института Истории Академии Наук КР
E-mail: zm11zm11@mail.ru

Аннотация. В ней рассматриваются ,современное правовое регулирование организации деятельности милиции по обеспечению основных прав и свобод граждан, задачи милиции,, нормативно-правовая база на основе, которой сотрудники, осуществляют, свою деятельность по защите конституционных прав граждан республики.

Ключевые слова. Права и свободы граждан ,милиция.

Современные и новые задачи, стоящие перед милицией, требуют качественного, эффективного правового регулирования ее организации и деятельности. Министерство внутренних дел Кыргызской Республики, его органы внутренних дел, милиция ведут кропотливую повседневную работу, направленную на обеспечение безопасности своих граждан, защиту их основных прав и свобод, сохранение целостности государства, укрепление конституционного строя, борьбы с преступностью и коррупцией. Причем преступность постоянно трансформируется, перерождается, принимает более скрытые и изощренные формы, проникает во все сферы жизни и деятельности нашего общества. Все это требует четкой организации деятельности милиции, органов внутренних дел, создания правовых условий для наиболее эффективной оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности всех звеньев милиции. Это возможно ,только при наличии соответствующего правового обеспечения организации и деятельности милиции и органов внутренних дел в целом.

В юридической литературе и законодательстве права и свободы граждан в прошлом и в настоящем характеризуются как сложное общественное явление. Между тем они, будучи сложной правовой категорией, представляют собой не простую совокупность, а систему, так как им присущи все качества последней: единство и внутренняя дифференциация.1

Высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве универсального идеала, основы прогрессивного развития и процветания, фактора устойчивости и стабильности [1]. Весь современный мир движется по этому магистральному пути. Это нравственный фундамент любого общества.2.

Современное правовое регулирование организации деятельности милиции по обеспечению основных прав и свобод граждан имеет республиканский уровень , международно-правовой уровень , местный и ведомственный, уровни правового регулирования в этой сфере.

Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. 3

В настоящее время в Кыргызской Республике, действует огромное количество, законодательных актов, нормативных указов Президента КР, постановлений Правительства КР, устанавливающих основы организации и деятельности милиции и органов внутренних дел. Большинство из них являются базовыми законодательными актами, определяющими организационно-правовой статус милиции, органов внутренних дел и внутренних войск, отдельные направления их деятельности..

За 1990 — 2007 гг. фактически сформирована новая Кыргызская законодательная база организации и деятельности милиции, которая охватывает основные направления оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности милиции. Так, например, приняты Республиканские законы «Об оперативно-розыскной деятельности»,

«О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании системы их охраны и защиты, в которую включаются меры по созданию условий реализации прав и свобод, судебные и административные органы, парламентские и президентские структуры, а также четкие юридические процедуры такой охраны и защиты. 4

В нормативно-правовую основу регулирования деятельности милиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с Конституции КР входят в национальную правовую систему Кыргызской Республики. Так, за последние годы существенно расширилось правовое регулирование международного сотрудничества. Заключены международные соглашения, межведомственного характера.

И все же основным нормативным актом, определяющим статус милиции является Закон КР «О милиции», в 1994 г. 5 Анализируя положения данного закона и практику его применения, надо сказать, что к настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесение корректив в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции функционирования этой государственной структуры. То обстоятельство, что ныне действующий закон разрабатывался и был принят в условиях революционного перехода от одного общественного строя к другому, наложило отпечаток и на юридическое оформление статуса милиции. Она определяется как милитаризованная система органов исполнительной власти, входящих в Министерство внутренних дел КР. В милиции введена воинская дисциплина, на нее распространяются действия дисциплинарных уставов и положений, милиция находится на централизованном государственном обеспечении.

Гарантированность прав и свобод — это своеобразный внешний механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни6. В этой связи необходимо создавать новые и совершенствовать уже существующие механизмы правового характера против злоупотребления властью. Охрана и защита прав человека и гражданина неотделимы от всего комплекса их взаимоотношений с властными структурами и в полной мере возможна лишь в контексте принципов правового государства, развивающих и дополняющих друг друга. Эти принципы распространяются на охрану и защиту всей системы конституционных прав и свобод человека и гражданина: личных гражданских, политических, социально-экономических, культурных6.

Исполнительный характер милиции проявляется в том, что перед ней поставлены в основном «криминальные» задачи, т.е. профессиональные задачи, связанные с борьбой с преступностью и пресечением административных правонарушений. В результате этой борьбы в стране ежегодно органами внутренних дел, в том числе и милицией привлекается к административной ответственности граждане, т.е. почти все работоспособное население, или более 70% избирателей страны. Возникает вопрос: с кем воюет государство в лице своих органов?

Исполнительный характер милиции наиболее ярко выражается в исполнении ею таких обязанностей, как оказание помощи юридическим лицам в защите прав и законных интересов в пределах, установленных законом, проводить в жизнь мероприятия, вытекающие из функций, осуществляемых МВД. Представляется, что обеспечение милицией обязанности оказывать помощь юридическим лицам, а иначе говоря всем ведомствам и организациям при проведении последними в жизнь возложенных на них задач и заданий отражает, на наш взгляд, слабость государственного аппарата, судебной власти, сохранение местнических тенденций, является свидетельством наличия приемов государственного управления, присущих военным режимам , когда главенствующее значение отводится методам принуждения. Весьма показательно, что похожие явления отмечались в организации и деятельности милиции в период проведения новой экономической политики в 1921 — 1929 гг. Очевидно, что в известной мере через этот канал осуществляется государственное регулирование современной экономической политики.

Несмотря на закрепленный в Конституции КР принцип разделения властей, означающий создание в государстве органов законодательной, исполнительной и судебной власти, термин «исполнительный» орган в сознании должностных лиц все еще означает подсобный, вспомогательный орган, а не орган, исполняющий закон. Что касается милиции, то это можно проиллюстрировать на примере возложения на нее обязанностей по содействию другим государственным органам. Законом «О милиции» устанавливается обязанность милиции осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированных судом, уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями, устанавливается обязанность оказывать содействие в пределах своих

полномочий должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, в осуществлении их законной деятельности.

То есть эта модель милиции не рассчитана на функционирование в рамках жестких ограничений, связанных с необходимостью соблюдения основных прав человека и гражданина, которые правовое государство обязано налагать на свои полицейские структуры. К настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесения коррективов в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции содержания правового регулирования организации и деятельности милиции.

Представляется, что в числе первоочередных мер необходимо принятие новых республиканских законов в тех сферах организации деятельности милиции, органов внутренних дел, где будет сформулирована концепция охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

С учетом организации деятельности милиции в условиях так называемых горячих точек, других государственных режимов и состояний срочно требуется законодательное урегулирование тех общественных отношений, связанных прямо или косвенно с организацией деятельности милиции, органов внутренних дел, которые до сих пор не урегулированы или урегулированы недостаточно. Речь идет о законодательном регулировании чрезвычайного и военного положений, постконституционного периода и особенно временных переходных периодов, об организации государственной власти с институтами президента, парламента, правительства, губернатора, , об административно-территориальном устройстве, о конституционных основах собственности и бюджетно-налоговой системы, об охране и защите прав и свобод человека и гражданина и др.

К сожалению, в законе об оперативно-розыскной деятельности не установлено каких-либо ограничений для видов и объема собираемой информации о частной жизни граждан.

В то же время требуется повышение качества содержания законодательных актов об организации деятельности милиции, органов внутренних дел. Это связано с наличием в действующих актах большого количества отсылочных норм, низким уровнем юридической техники, неудовлетворительным ресурсным обеспечением принятых законов.

Для повышения результативности работы необходимо постоянное обучение сотрудников милиции, органов и подразделений внутренних дел знанию современной законодательной основы организации и деятельности милиции, органов внутренних дел. К примеру, большинство руководителей служб милиции, органов и подразделений внутренних дел имеют высшее образование, полученное при тоталитарном социализме, когда в юридических вузах страны изучали не конституционное, а государственное право и советское строительство, в теории и практике процветал догматизм, а законодательная основа организации и деятельности милиции, органов внутренних дел вообще отсутствовала в стране.

Основными направлениями нормотворческой деятельности органов законодательной власти Жогорку Кенеша может быть

принятие законов и иных нормативно-правовых актов, направленных на усиление борьбы с преступностью ,

принятие законов, иных нормативно-правовых актов, устанавливающих организационно-правовые основы деятельности милиции;

принятие законов, иных нормативно-правовых актов, регламентирующих социальную защищенность сотрудников милиции.

Список использованной литературы

  1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. С. 162.
  2. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат, 2006 г., N 6 — С. 14
  3. Казаков В.Л. Право человека как объект защиты в правовом государстве // История государства и права. 2007. № 14.С. 45.
  4. Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Курс лекций для студентов юридических вузов и факультетов. М.: ИНФРА-М-НОРМА,-1998. — С. 153
  5. Закон «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики» г.Бишкек,от 11 января 1994 года N 1360-XII
  6. Конституционное право / Отв. ред. Козлов А.Е. — М., 1996. С. 81