Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование передовых педагогических технологий в воспитании и обучении детей с ОВЗ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Желябова Наталья Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 3165
Показать PDF версию Использование передовых педагогических технологий в воспитании и обучении детей с ОВЗ

Желябова Наталья Владимировна
Учитель - дефектолог
высшей категории
ГБОУ Школа №709
город Москва. Россия.

Разнообразие современных систем воспитания и обучения дошкольников многих

педагогов приводит в замешательство при выборе воспитательной-образовательной парадигмы, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они поддерживают идею гармонического развития, где в равной мере уделяется внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально — нравственной и другим сферам личности ребенка. Однако главная задача коррекционно — развивающего обучения — максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить справляться с непредсказуемыми ситуациями, самостоятельно находить выход из создавшихся жизненных ситуаций.

Для этого очень важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка данной категории детей к обучению в массовой школе.

Одним из наиболее эффективных пособий для работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебного материала, можно отметить некоторые нетрадиционные направлений современных образовательных технологий:

· логические блоки Дьенеша,

· палочки Кюизенера, и

· многофункциональные пособия «Кольца Луллия».

Педагогам эти технологии знакомы, но в практической работе с детьми используют ся еще недостаточно и бессистемно. Причины этого:

· в недо­оценке развивающих возможностей этих дидактических ма­териалов,

· и в отсутствии соответствующей методиче­ской литературы.

Однако, применение таких технологий позволяет относительно легко поддержать интерес детей к занятиям, к заданиям, и вообще к обучению, а это значит и работать над развитием познавательной мотивации детей с ОВЗ.

В современной педагогической практике данные пособия, с их универсальностью, абстрактностью, ориентацией на индивидуальный подход и идеей автоди­дактизма, оправданно занимают все большее место.

Особенности структуры игр и упражнений позволяют играя с детьми:

· легко поддержать интерес детей к занятиям и к обучению;

· разнообразить обучение игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами в одном и том же упражнении;

· легко менять степень сложности задания с учетом возможностей детей;

· сочетать с другими пособиями и другими дидактическими материалами;

· использовать в любом возраст­ном периоде (усложняя или упрощая задания);

· варь­ировать возможностью их использования на различных этапах обучения.

В процессе игр и с дидактическим материалом дети овладевают разнообразными действиями: перестроением, разбиением, выкладыванием по определенным правилам, учатся использовать карточки — подсказки, учатся умению кодировать и декодировать и др. Овладевают различ­ными мыслительными умениями, которые позволяют легко осваивать новое. А это очень важно как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Познавательные процессы выступают не только как процессы развития, но и как ме­тодические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

К их числу относятся умения

· анализа,

· абстрагирования,

· сравнения,

· классифи­кации,

· обобщения,

· кодирования-декодирования,

· логические операции на «не», «и», «или»....

Использование палочек Кюизенера незаменимый материал по усвоения таких понятий, как «левее, правее, длиннее, короче, между, каждый, какой-нибудь»,

осознания отношений «больше- меньше, больше на.. и т.д.»;

нахождение нужных фигур и соотношение их со схемой по цвету, форме, размеру.

В процессе игр с материалом дети учатся переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

После общего ознакомления с палочками, легко подвести детей к выводу, что каждая палочка — это число: белая −1,розовая −2,голубая −3,красная-4, желтая −5. сиреневая-6, черная −7,бордовая- 8,синяя-9, Оранжевая −10. На базе практической деятельности использования «чисел в цвете» дети приходят к пониманию того, что число появляется в результате счета и измерения, усваивают количественный состав числа из 2-х меньших..

Логические блоки Дьенеша представляют собой эта­лоны форм — геометрических фигур. Имеют место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логи­ческими блоками, плоскостной — логическими фигурами. Важным и конструктивным в блоках то, что в элементах одновременно можно увидеть форму, цвет и размеры по величине (толстый — тонкий, высокий — низкий).

Действия с блоками развивают умения:

· к логическим операциям;

· к сравниванию предметов по свойствам;

· к выявлению и абстрагированию в предметах от одного до 4-х свойств;

· классифицировать и обобщать предметы по каждому или по нескольким из этих свойств.

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у дошкольников развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Логические блоки используются на занятиях по математике в разделах " количество и счет«, «форма и величина». Дети учатся придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько?». «Сколько больших фигур?», «Сколько красных фигур в первом ряду?» и т. д.

Опираясь на свойства блоков, дошкольники учатся сложной классификации различных множеств предметов.

Например: в упражнениях с тремя пересекающимися кругами все красные фигуры могут лежать в красном круге, синие квадраты в первом круге, все желтые в левом круге. А какие же фигуры подходят и к первому и к второму кругу? Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий круг из логических блоков и задумается — куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важным для формирования умения разделять множества предметов на разные подгруппы.

Использование карточек (условных обозначений) позволяет развивать у детей способность:

· к замещению и моделированию свойств,

· уме­ние кодировать и декодировать информацию о них.

Дети учатся самостоятельно отбирать детали в соответствии с кодовыми карточками, которые целенаправленно развивают мыслительные операции анализа, сравнения и обобщения.

Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в заме­щении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, дети создают его своеобразную модель.

Многофункциональные Круги Луллия — одно из средств интеллектуального развития детей. Они предложены авторами ТРИЗ специально для использования в дошкольных учреждениях. Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень.В верхней ча­сти стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они могут быть разделены на сек­тора.

Работа с таким пособием развивают нестандартное мышление. Например: в упражнениях на складывание и вычитание чисел хорошо усваивается понятие, что все предметы в окружающем мире можно сосчитать. А самостоятельный выбор предметов для счета поддерживает детскую активность на протяжении всей деятельности. Состав числа можно называть не ошибаясь, передвигая кольцо на один кружок.

При обучении составлению задач у дошкольников часто возникают трудности в выборе темы, числовых обозначений, математических действий. Принцип работы с методическим пособием помогает самостоятельно выбрать и тему для условия по картинкам, и цифры, и определить действие в задачи.

Для разнообразия занятий и упражнений в развитии умственных способностей и сообразительности детей, в этом пособии можно соединить блоки Дьенеша и кольца Луллия. Вращая кольца и сопоставляя коды, можно описать любую геометрическую фигуру, прочесть код геометрической фигуры, найти фигуру по заданию.

Представленные пособия способствуют развитию мыслительных операций, которые развивают интеллектуальные способности и логико-математическое мышление у дошкольников с ОВЗ, а также помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным и содержательным, а значит способствуют развитию познавательной мотивации у детей с ОВЗ.

Фотосессия к процессу использования данных пособий:

«Палочки Кюизенера»

pcndsts_1.jpg

pcndsts_2.jpg

pcndsts_3.jpg

pcndsts_4.jpg

pcndsts_5.jpg

«Блоки Дьенеша»:

pcndsts_6.jpg

pcndsts_7.jpg

pcndsts_8.jpg

pcndsts_9.jpg

pcndsts_10.jpg

pcndsts_11.jpg

«Круги Луллия»

pcndsts_12.jpg

pcndsts_13.jpg

pcndsts_14.jpg

pcndsts_15.jpg

pcndsts_16.jpg

pcndsts_17.jpg

pcndsts_18.jpg

pcndsts_19.jpg

Литература:

  1. Гатанова Н. «Развиваю память», «Развиваю мышление». Санкт — Петербург 2000г.
  2. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. «Чего на свете не бывает?». М. 1991г.
  3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». М. № 2 2003г., № 2 2004г.
  4. КатаеваА.А, СтребелеваЕ.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников». М. 1993г.
  5. Кирьянова Р.А. «Год до школы», Санкт — Петербург. 19998г.
  6. Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М. 1994г.
  7. Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания». М. 2002г.
  8. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике. М. 1996г.
  9. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». М. 1982г.
  10. Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии». Книга для педагога — дефектолога. М. 2004г.